Просматривает записи дневников в категории: Святитель Николай Сербский
-
Из книги святителя Николая Сербского "Война и Библия" 1932 год:
"Так ли я расслышал ваш вопрос, генерал: «Был ли Спаситель за войну или против неё?»
Простите, но этот вопрос подобен другому: «Что, мать – за или против розог для своего ребенка?»
Ни одна разумная мать не будет прибегать без крайней нужды к наказанию розгами. Но когда ею исчерпаны все вразумляющие средства, тогда для исправления ребёнка прибегает она к помощи розог. Не из злобы, а из встревоженной материнской любви, чтобы не пропало её дитя; чтобы, наконец, другие дети не пошли по неверному пути. Вы не наблюдали, как после такого наказания ребёнок и мать плачут вместе? Мать плачет из сострадания, желая своими слезами утешить ребёнка. Быть может, вам случалось наблюдать и другую, ещё более трогательную картину, когда после розог, дитя уже смеётся, а мать плачет? О, святая материнская любовь! Кто из нас, будучи уже в зрелом возрасте, не благословляет свою мать за то, что наказывала его в детстве? И кто не видит в материнском наказании ещё большее доказательство её заботливой любви?
И война есть не что иное, как розги, которыми Бог хочет спасти детей Своих от окончательной гибели. Божия любовь несравненно больше материнской любви и, конечно, Господь допускает наказание только из заботливой любви к человеку.
Господь Иисус Христос открыл людям цель их земной жизни и ясно указал путь к достижению этой цели. До Него люди не знали ни цели своей жизни, ни пути, ведущего к ней. Много было на земле великих мудрецов, имевших более или менее ясное предчувствие цели и пути человека и указывавших на них людям. Но они не могли доказать своих слов, не могли открыть людям и показать им царство духовной действительности. А Христос открыл нам, что цель жизни есть сама жизнь, т.е., что бессмертная жизнь есть цель этой полужизни."
Далее в книге есть много назидательного по этим двум темам - "Бог и врйна" и "Цель жизни человека".
Иерей Георгий Максимов приводит слова святителя Николая о своем творчестве:
"Ты утверждаешь, что я много написал... Действительно, я много писал, и это прежде всего потому, что не имею дара коротко излагать многое... Могу тебе искренно сказать, что все, изданное мною до 1924 года, я не хотел бы, чтобы когда-либо переиздавалось. Да и в последующих книгах есть кое-где ошибки" (Жељко З. Jелић. Непозната писма светог Николаjа Серпског. Београд, 2009. С. 54).
Далее о. Георгий приводит сведения из библиографии:
В частности, до 1924 г. написаны "Молитвы на озере" (1922), "Мысли о добре и зле" (1923), "Религиозный дух славян" (1916), "Духовное возрождение Европы" (1917), "Религия Негоша" (1911), "Место Сербии в мировой истории" (1915);
после 1924 г. - проповеди (1925), "Охридский пролог" (1926), "Вера образованных людей" (1928), "Символы и сигналы" (1932), "Феодул" (1942), катехизис "Вера святых" (1949), "Кассиана" (1952), "Первый Закон Божий" (1959)."
И вот еще о. Георгий в своем телеграме:
"Ну и особенно я могу порекомендовать "Любостыньский стослов", написанный святителем в заключении во время Второй мировой войны. Вот мой перевод этого небольшого, но важного текста:
stoslov | pravoslavie"