Просматривает записи дневников в категории: Православная Церковь и экуменизм

  • Александр Шпорт
    Преподобный Иустин Челийский:

    Исключительно ново в человеческом роде Богочеловеческое слово: различать грех и грешника; ненавидеть грех – любить грешника, убивать грех – спасать грешника, не убивать грешника за грех, но спасат от греха. Потрясающая иллюстрация этого: женщина взята в прелюбодеянии. Всемилостивый Спас отделил грех женщины от ее богоподобного существа, осудив грех, помиловал грешницу: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 11). Это путь Православия в спасении грешника от греха; путь Святого Предания, богомудро закрепленный в Православной Церкви всеми святыми отцами и боговдохновенно выраженный святым Симеоном Новым Богословом: «Добро, сделанное не добрым образом, не есть добро».

    В свете евангельского Святого Предания является противоевангельским и антихристовым убивать грешника за грех, и никакая инквизиция не может быть оправдана, тем более не может быть святой. В конце концов, все формы гуманизма убивают грешника за грех, уничтожают человека с его грехами, ибо они (эти формы) отвергают Богочеловека, в Котором только спасение человека от греха, смерти и диавола.

    Православная Церковь и экуменизм - преподобный Иустин (Попович), Челийский - читать, скачать



    "Между людьми, одинаково искренно стремящимися к добру, могут быть различные взгляды на пути к его достижению". (Святитель Иоанн Шанхайский)
  • Александр Шпорт
    Слава Тебе, Боже, слава Тебе!

    Нашел в тг священника, который публикует материалы о вреде экуменизма.

    Еще у него святоотеческое видел - цитаты святителя Иоанна Златоуста.

    Нашел через сайт поиска по тг tgstat.ru

    Туда если в поиск вводить "святитель Феофан Затворник", "покаяние", "смирение", "Лонгин Банченский" то можно полезного найти.



    А вот и материал, цитаты из которого были у батюшки:


    ШИРОКОЕ СЕРДЦЕ ПРАВОСЛАВИЯ.
    Митрополит Лимассольский Афанасий.
    Источник: Православие.Bg

    Вопрос: Мы, учителя, каждый день сталкиваемся с этими темами – глобализация, многоязычие, объединенная Европа, взаимозависимость, толеранность , солидарность. Какова должна быть наша позиция как православных христиан и преподавателей, когда мы призваны учить школьников, что каждый народ должен уважать религиозные взгляды других народов и людей не надо оценивать по их вере, потому что люди представляют ценность сами по себе? Означает ли уважение к другой религиозной догме ее принятие? Если это так, то не встает ли вопрос о поругании истинного Бога?


    [​IMG]
    Митрополит Лимассольский Афанасий

    Ответ: В начале нужно сказать, что в наше время мы сталкиваемся с дилеммами и вопросами, с событиями, которых люди раньше не знали. Раньше не было ни глобализации, ни объединенной Европы, ни многоязычия и не могло существовать таких проблем. Имелись ереси, имелись враги Церкви, но это было что-то другое.


    Это сегодняшние обстоятельства и человеку надо иметь отношение к этим событиям. Вопрос очень правильный – каково должно быть наше отношение к этому не только как православных христиан и учителей, но и как просто людей?

    Думаю, что проблема не в других людях, а в самих нас. Человек, который кричит, поднимает шум, показывает, что у него самого проблема. Когда ты чувствуешь, что у тебя нет никакой проблемы, когда ты убежден в своей вере, когда ты уверен, что эта вера истинная, когда ощущаешь ее истинность, ты не чувствуешь никакого страха, никакой угрозы, никакого затруднения. Когда нужно, скажешь два слова, скажешь их спокойно, великодушно, мирно, без паники и каких-то поступков, которые показывают, что имеешь внутренние колебания относительно своей веры. Если посмотреть на отцов Церкви и на весь этос Церкви, то будет понятно, что это были люди, уверенные в том, во что они верили. Они не боялись и не чувствовли необходимость отвергать ни одного человека.

    Это деликатный момент. Другими словами, как можно любить других людей, ценить их, принимать их, уважать, но не принимать того, во что они верят? Где это золотое сечение – с одной стороны не отрицать Христовую веру, веру Церкви, с другой – не отвергать другого человека? Думаю, что для этого нужно быть людьми, которые очень хорошо познали Христа. Человек, который понял Христа и который усвоил дух Христов, евангельский дух, утешает других людей, помогает им, хотя иногда вынужден вообще не соглашаться с ним. Я вообще не согласен с тем, что ты говоришь, но это не значит, что мы враги, не значит, что я тебя ненавижу, не значит, что и ты должен меня ненавидеть. Я люблю тебя, готов умереть за тебя, чтобы ты чувствовал себя комфортно, но я вообще не согласен с тобой. Человек, имеющий в себе дух Христов, бесстрастен, в нем нет и следа злобы, нет подлости и никакой злости к другому человеку. Он не заносится, а движим человеколюбием, отстаивает свою позицию. Другими словами, если кто-то придет и скажет тебе:

    – Ну, милый человек, о чем же мы говорим? Ну что такое мусульманин, христианин, – все мы верим в одного и того же Бога, а остальное – подробности…

    И если ты ответишь ”Да, ты прав, это подробности” – ты не ответишь правильно.

    Но ты не можешь сказать и этого:

    – Это не так! Разница в том, что ты отправишься в ад, а я буду в раю!

    Не можешь сказать так, потому что человек, имеющий дух Христов в себе, не может никого посылать в ад, ибо он верит, что единственный, кто отправится в ад, это он сам. Святой Силуан Афонский сказал, что все спасутся, только он один погибнет. Даже отцы Церкви не могли перенести мысль о том, что наступит час, когда и диавол, который является выражением полного отступничества от Бога, отделится вечно от Него и будет пребывать в вечной муке. Поэтому авва Исаак сказал, что любовь к каждой твари, жар сердца о каждой твари означает молиться за людей, за природу, за животных, за пресмыкающихся и даже за демонов. То есть эта изобильная любовь у святых не им разрешала даже сказать:

    – Знаешь, пусть сатана отправляется в ад и мы успокоимся!

    Сердце их, исполненное Божьей любовью, не могло перенести мысль, что даже одно Божие творение будет мучиться вечно…

    Однажды, когда святой Силуан Афонский и несколько подвижников были вместе, один из них сказал о еретиках:

    – Пусть отправляются в ад и там горят, пусть исчезнут от лица Божия! И диавол пусть горит в аду, столько мук он нам причинил!

    Святой Силуан покачал головой с большим возмущением и сказал:

    – Нельзя так думать!

    Поэтому он со слезами сказал много хороших слов в своей молитве: ”Господи, молю Тебя, пусть все народы на земле познают Тебя в Святом Духе”…

    Молитва и забота Церкви в том и состоит, чтобы весь мир познал Бога в Святом Духе. Об этом мы молимся Богу. Не осуждаем никого на вечные муки. Это не наше дело. Эта мысль не утешает нас, мы не хотим кому-то погибели.

    На Святой Горе был один простодушный монах, который считал старца Паисия лицемером и говорил:

    – Не понимаю, почему люди приходят к этому человеку-лицемеру?

    Говорил это как бы в шутку. Однажды мы были все вместе и он полусерьезно-полушутливо сказал:

    – Я, во всяком случае, хочу, чтобы Второе Пришествие совершилось днем, а не ночью.

    Мы рассмеялись, а старец Паисий спросил:

    – Почему же не ночью?

    – Чтобы посмотреть, куда отправятся такие лицемеры, как ты!

    Старец ему сказал:

    – Ну что ж, если это будет ночью, возьми с собой фонарик и смотри…

    Это шутка, но никто, кто подражает Христу, не может иметь в своем сердце никакого помышления о том, что какой-нибудь человек будет отделен от Бога, даже если он худший на свете, самый большой еретик и самый большой богохульник, который существует во вселенной. Мы должны молиться, чтобы все познали Бога в Святом Духе и достигли единства веры и познания Святого Духа.

    А сейчас, что нам делать в повседневной жизни? Если в нас есть этот дух Божий, то тогда мы можем идти по этому очень узкому среднему пути, то есть не впадая ни в одну, ни в другую крайность. Не говоря:

    – Знаешь, ты прав, неважно, христианин ли ты или нет!

    Но и не говоря:

    – Кто не идет за нами, того осуждаем.

    Это не наше дело. Ни эта крайность, ни другая.

    Отец Епифаний Феодоропулос говорит, что две крайности в Церкви – это экуменизм и зилотизм. Что означают эти термины?

    Экуменизм – это теория, которую разделяют многие люди, согласно которой протестанты, православные, католики, разные деноминации являются ветвями одного дерева. Это дерево – Церковь, а мы, отдельные ветви, должны сделать все, чтобы снова объединиться и не выглядеть разделенными. Это ересь, потому что уничтожает единую, святую, соборную и апостольскую Церковь Христову. Если верим, что мы члены единой, святой, соборной и апостольской Церкви и в то же время говорим, что эта единая, святая, соборная и апостольская Церковь стала многими церквами, то что это? Где эта Церковь? Исчезла, что ли? Или разделилась и наполнилась ересью и человеческими учениями? Где же Церковь, основанная Христом и апостолами? Кто владеет истиной, если все – ветви одного дерева? Экуменизм стоит вне Церкви.

    С другой стороны – зилотизм, который является противоположной крайностью. Он заявляет, что Церковь должна отсекать каждого человека, который ведет какой бы то ни было диалог с кем бы то ни было инославным. Эти люди прикрываются определенными фразами из святых отцов и канонов, чтобы удовлетворить свои болезненные состояния.

    Нам не нужна ни та, ни другая крайность. Церковь должна следовать средней линии. Она не может ни продавать веру ради синкретических явлений, ни быть тем ножом, который режет и посылает людей в вечный огонь. Церковь благовестит слово Божие день за днем, всюду и всегда. Церковь не боится вести диалог ни с кем, не чувствует опасности и страха за свою веру. Мы можем вести диалог с любым человеком, мы готовы разговаривать с каждым, кто захочет услышать что-нибудь о нашей вере. Мы с радостью отзовемся и будем говорить о нашей надежде. Не для того, чтобы его отвергнуть, убить, осудить, а чтобы рассказать ему о том, чем мы живем каждый день. Мы представим ему то, чем мы живем в Церкви – Божиим присутствием, благодатью Святого Духа, живым опытом Церкви. Это свет, который светит во тьме и тьма не объяла его. Свет светит во тьме, свету не нужна ни реклама, ни раскраска. Оставьте свет светить и те, чьи глаза открыты, увидят его, поймут, что это истинный свет и тьма исчезнет сама собой.

    Вы знаете случай с учениками св. Макария и языческим жрецом. Он показывает несовершенного человека в Христе. Несовершенный, злобный, недовольный человек агрессивен, потому что чувствует неуверенность, потому что чувствует, что его вера в опасности. Отчего же твоя вера в опасности? Ты что – адвокат Бога? Ты – защитник Бога? Кого боится Бог и нуждается ли Он в нашей защите? То, что ты нападаешь на других таким образом, означает, что у тебя самого проблемы с твоей верой. Это значит, что ты еще не открыл для себя эту полноту, эту весть, эту категорическую весть, что Христос – истинный Бог. Как может ошибаться то, что живет внутри тебя, во всем твоем существе? Не только мы сами чувствуем это, но об этом говорит и тысячелетний опыт Церкви. Видим, как Святой Дух живо действует в пространстве Церкви и совершает чудеса и знамения о Христовом присутствии. Следовательно, у нас нет никакого сомнения и страха. Агрессивный человек, который хулит, осуждает и посылает другого в вечный огонь, имеет проблемы. Такими были и ученики аввы Макария. Они были несовершенными людьми. И когда они встретили языческого жреца, то вместо того, чтобы сказать ему хотя бы одно доброе слово, хотя бы “добрый день”, они обругали его. Ты скажешь:

    – Но разве они не были правы? Разве он не был жрецом сатаны?

    Да, был, раз был языческим жрецом. Но нельзя говорить с другим человеком таким образом. Божьи люди говорили по-другому. Есть случаи, когда святые были строгими в своих словах к другим, но они делали это без страсти и с большой любовью. Другими словами, если какой-то человек потерял сознание или пьян и нужно привести его в чувство, надо ударить ему пощечину. Если кто-то потерял сознание, он не придет в себя, если ты его просто погладишь. Нужно легко ударить его по лицу и даже иногда не очень легко. Это не значит, что ты бьешь его, не так ли? Ты даешь ему пощечину, чтобы привести его в сознание. Не бьем его, не ненавидим, а делаем это по необходимости. Или, например, ты нуждаешься во врачебной помощи. Приходит врач, делает тебе уколы, режет тебя, зашивает. Врач не имеет ничего против тебя, не хочет выпить твою кровь от злобы, но если он не будет действовать таким образом, он не сможет тебя спасти. То же и при исповеди. Приходит какой-нибудь человек и видишь, что он не понимает. Его сердце бесчувственно как камень. Поэтому его духовный исповедник дает ему пощечину без страсти, без злобы и разбивает этот камень. Потому что надо его разбить, чтобы этот человек смог открыть свое сердце и выпустить то, что там внутри. Это как бы хирургическое вмешательство, как бы электрошок, который духовник делает из-за исключительной любви, чтобы помочь другому. Поэтому, когда отцы использовали строгие слова, как и Сам Христос и св. Иоанн Креститель, ими двигали не страсть и не дух осуждения, а человеколюбивый дух, хотящий спасения человека.

    Поэтому нет никакой формулы того, что надо говорить другому человеку. Просто мы должны быть свободными людьми в Христе, быть благородными и не бояться. Православная Церковь никогда не имела страха. На Западе католики сжигали ученых, ибо боялись, что кто-нибудь из них может “опровергнуть” Бога. У них была такая неуверенность, ибо их вера держалась не на опыте, а на разуме. Там, где вера держится на разуме, есть страх, ибо всегда может появиться кто-то с более вескими аргументами, кто-то более умный и сокрушить тебя. Да, там, где вера держится на разуме, может возникнуть проблема, но когда вера держится не на разуме, а на опыте, то что может сказать тебе этот человек? Что он скажет тебе, раз не может отнять у тебя этого опыта, который у тебя от Бога?

    Святой апостол Павел говорит: кто отлучит нас от Христовой любви? Есть ли что-то, что могло бы отделить нас от нее? Видите, он говорит не о вере в Христа, а о Христовой любви, потому что в Церкви правильная связь – это не связь веры. Вера временна, она существует до какой-то поры и надежда тоже, а любовь вечна. Православная Церковь исцеляет нас и помогает нам не поверить в Бога, а возлюбить Бога. Поэтому, если мы любим Бога и пребываем в Божией любви, то что может отлучить нас от Христовой любви? Ничего. Ни настоящее, ни будущее, ни ангелы, ни архангелы, абсолютно ничего.

    Один человек говорил:

    – Даже если Сам Христос придет и скажет: “Знаешь, сынок, извини, но то, во что ты веришь, – ошибка. Я не существую и Я не Бог”. Даже если Сам Христос скажет мне так, то все равно не отнимет у меня этого.

    Этот опыт настолько могуществен в человеке, то даже если кто-нибудь сможет тысячами доводов убедить тебя, что сам ты не существуешь, все равно Бог останется существовать в твоем сердце.

    Это самый сильный опыт, который имеется у человека, и он происходит не от веры, а от любви и эту любовь никто не может ни погасить, ни ограничить, ни поставить под сомнение. Любовь остается над всем этим. Как уловить того, кто любит Бога? Он как ракета, которая исчезает, лишь только ее увидишь, – как уловить ее, как коснуться ее? Его сердце как печь – все, что к ней приближается, расплавляется. Скажи какому–нибудь влюбленному, что его любимая некрасива: убедишь ли ты его? Да он тебе глаза выцарапает, потому что думает, что она самая красивая женщина на свете, потому что влюблен и любовь отняла его разум. Я уверяю вас, что те, которые любят Бога, сильнее влюблены, чем те, которые в прошлом писали стихи, а сейчас посылают имейлы.

    Поэтому мы, православные, отвергаем обе эти крайности-ереси. Отвергаем экуменизм, отвергаем и зилотизм. Мы не фундаменталисты и не экуменисты. Мы православные христиане, уравновешеные люди, любим весь мир, молимся за весь мир на Литургии. Не нам судить мир – Бог будет его судить. Для нас гибель хотя бы одного существа – мука. Мы не хотим, чтобы хотя бы один человек исчез от лица Божия. Мы любим всех людей. Знаете, я видел это на Святой Горе, где существуют особенно строгие правила. Можно сказать, что святогорцы исключительно привязаны к догматам веры и Преданию. Есть вещи, по которым никогда не будет компромисса на Святой Горе – это вера, любовь к Пресвятой Богородице, запрет женщинам вступать на Святую Гору (то, что ЕС хочет отменить). Монахи готовы умереть, но не отступить от этого. Они очень строги в отношении веры. Какой-нибудь монах может быть нерадивым в жизни, но в вере всегда очень строг. И несмотря на это, мы оказываем гостеприимство евреям, мусульманам и любым другим людям. И хотя можно подумать, что в таком строгом месте люди будут оскорблены слишком строгими правилами, случается совсем обратное – люди радуются такой любви, что удивительно.

    ...

    Если мы неистинны, то будем походить на врача, который от большой любви говорит больному диабетом:

    – Зачем я буду тебя притеснять? Ешь сладкое, если тебе нравится, ешь! Не хочу тебя ограничивать и говорить: “Не ешь!”

    Разве это врач? Если врач истинный, он в своей любви скажет:

    – Если будешь продолжать есть сладкое, ты умрешь!

    Это же могут сказать и отцы человеку, который ищет истину:

    – Если ищешь истину, не уставай. Истина – вот она, это опыт, это переживание Церкви. Ты свободный человек и можешь делать все, что хочешь, и мы всегда будем тебя любить, каким бы ты ни был. И не может быть и речи о том, чтобы в нашем сердце появилось чувство злобы к другому человеку.

    С этого момента это уже его дело, как устроить свою связь с Богом. Мы не можем торговаться за свою веру и не можем посылать людей в ад. Я думаю, что именно таково подлинно православное отношение, в котором мы нуждаемся. Мы должны быть непоколебимыми. Все эти вещи нужно, однако, говорить с любовью. Говорить в Божьем Духе. Вспомните, что сказали ученики Христа, когда евреи Его изгнали из города и не допустили проповедовать и совершать чудеса там:

    – Вели, чтобы упал огонь с неба и испепелил их!

    И они были правы, потому что были изгнаны.

    Но Христос сделал им выговор и сказал:

    – Не знаете, какого вы духа! Я пришел в мир не для того, чтобы погубить и осудить его, а чтобы спасти!

    Вот в чем наша задача. Некоторые незрелые исповедники-зилоты иногда хвалились на Святой Горе:

    – Отче, если какая-нибудь девушка приходит в брюках, я сразу выгоняю ее из исповедальни! Как ей не стыдно?

    Старец отвечал им:

    – Отче, выгнать человека очень легко! Вот ввести его вовнутрь – трудно!

    Можно узнать, какой ты исповедник, по тому, можешь ли ввести человека, потому что изгнать его легко. Отвергнуть человека очень легко! Отвергни всех и задержи пятерых, таких как ты, возле себя! Искусство искусств и наука наук – в том, как ввести человека, того самого человека, который пленен дьяволом, слеп, не знает, что происходит вокруг него. Но ты прими его. Он приходит в Церковь и хочет исповедоваться или еще что-то. Может быть, даже не знает, чего хочет. Но если ты Божий человек и духовный исповедник, то должен использовать этот момент, чтобы привести его к добру. Это делает Церковь. Церковь – это объятия. Куда бы ты ни торопился, ты попадешь в ее объятия. Церковь тебя согреет, а не ударит кулаком. Мы должны дать это современному человеку, должны быть хорошими православными. Наш преподаватель, блаженнопочивший Романидис, говорил, что христианин не шовинист, не националист, не страдает комплексами, что он благороден и может сказать “Верую”, где бы ни находился. Сердце христианина – как сад. И он может принять и утешить каждого человека, приблизившегося к нему.

    Мы уважаем другого человека, даже несмотря на то, что он молится дереву, но не потому что верим в это дерево, а потому что уважаем то, что он делает. Поэтому мы не пойдем рубить его дерево и не скажем ему:

    – Ты такое же старое дерево, как то, которому поклоняешься!

    Когда святой апостол Павел был в Афинах и рассматривал город, он увидел там массу алтарей и много идолов. На одном из алтарей было написано: “Неведомому Богу”. Он выступил перед афинянами и сказал им:

    – Я знаю, что вы самые благочестивые из всех людей.

    Он не сказал:

    – Не стыдно вам? Наполнили город идолами Афродиты и Артемиды! И думаете, что спасетесь таким образом?

    Ничего подобного. Он сказал им, что они добрые, благочестивые люди. Они ищут Бога и доказательством тому служит алтарь с надписью о Неведомом Боге. И он пришел, чтобы поговорить с ними об этом Неведомом Боге, Которого они не знают, но служат Ему и ищут Его. Видите, что такое апостол Христов, который с любовью пришел туда не для того, чтобы губить, осуждать, судить, изгонять, а обнять их и рассказать им о том, в чем же истина.

    Что означает слово “Евангелие”? Весть о Царствии Божием. Когда мы уважаем другого человека, мы не принимаем дерево, на которое он молится, не верим в дерево, а уважаем человека, который молится. Уважаем его, не насмехаемся над ним, не осуждаем его, не делаем ничего ему, а говорим:

    – Вижу, брат, что ты поклоняешься этом дереву, но если это значит, что ты любишь Бога и ищешь Его, я расскажу тебе об истинном Боге.

    Очень важно отношение к этим вещам. В университете я подружился с одним иеромонахом. Сейчас он епископ в Сербии, в Пихаче. Зовут его Хризостом. Четыре года мы учились вместе и были нераздельными друзьями. Он вырос в Сербии в атеистической среде. В школе ему преподавали атеизм. В 14-15 лет он не знал ничего о Боге и никогда не слышал о Христе. Его родители были крестьянами. Когда летом они ходили на поле жать пшеницу, то ночевали там, на открытом воздухе, а вечером его отец говорил о звездах. Маленький Райко (так его звали) спросил:

    – Папа, кто создал все это?

    Отец его был простодушным человеком и ответил:

    – Молчи, не повторяй этого вопроса!

    Он, конечно, боялся, поскольку властвовал атеистический режим, и он не мог говорить о вере и Боге. Может быть, он и сам не верил.

    Но бабушка услышала это и промолчала. Вечером, однако, она тихонько подозвала Райко и сказала ему:

    – Райко, я знаю, что ты меня любишь и не выдашь. Я скажу тебе кое-что, но знай, что если ты где-нибудь скажешь об этом, то больше не увидишь свою бабушку. Все то, что ты видишь – землю, звезды, небо, создал Бог.

    Она начала ему говорить о вере. Каждый вечер он приходил к ней и она говорила ему о Христе, о Боге, о святых, о св. Георгии, о Пресвятой Богородице. Сказала ему, что сельское кино было раньше церковью. Когда ему было 17 лет, она ночью пешком повела его в монастырь, где его окрестили и он стал православным христианином. После окончания школы он ушел в монастырь, где стал иеродиаконом, а затем иеромонахом.

    Видите, как хорошо его бабушка рассказала ему о Боге и этого было достаточно, чтобы этот мальчик сегодня стал епископом, пройдя через много испытаний. Тогда нелегко было быть христианином.

    Однажды, будучи диаконом, он ночью ехал из Белграда в Черногорию. В автобус вошел контролер, чтобы проверить билеты, и выгнал его из автобуса:

    – Что ты здесь делаешь? Ты враг народа!

    И он остался в лесу, а там были волки, медведи. Это было зимой. Тогда властвовал атеистический режим и многие люди погибли. Истязания, тюрьмы, побои. Но несмотря на это, многие люди имели христианское сознание.

    Спросили однажды одного старца:

    – Старец, расскажи нам о нетварном свете! Ослепляет ли он?

    – Ну что вы, чада мои! Бог не делает ничего такого, что ослепляло бы человека. Даже когда Он Сам стал человеком, это совершилось так тихо, так красиво, так молчаливо, что Он никого не ослепил.

    О чем мы поем в храме каждый вечер? О свете тихом святой славы бессмертного, святого и блаженного Отца Небесного, об Иисусе Христе! Бог – свет тихий, Он – свет, который не ослепляет тебя, не уничтожает, не заставляет чувствовать себя неприятно, а красиво, уютно, чувствовать, что ты существуешь. Он не стирает тебя, чтобы существовать Самому, а умирает, чтобы ты жил и постепенно открывал, что существуешь вместе с Ним и даже в Нем.

    Вот почему, чада, дилемма, которую мы рассматриваем – экуменизм или зилотизм, это псевдо-дилемма. Проблема не в том, что вокруг нас – ереси и глобализация. Да, все это проблема, но у нас нет таких рецептов, чтобы сказать ”Долой то!” и ”Да здравствует это!”. Мы должны быть здоровыми, по-настоящему православными, стяжать дух Христов, быть благородными, возлюбить Бога всем своим существом – и так увидим, что в нас есть место для всего мира. Никто никогда не сможет поставить нас в трудное положение, мы никогда не почувствуем, что наша вера в опасности, ибо Бог – это свет. Можно ли потушить солнце? Попробуй, делай что хочешь, солнце не погаснет. Такова природа солнца. Вот почему мы должны добиться этой связи с Богом, сделаться радостными людьми, двигаться свободно, красиво, молиться о том, чтобы все люди возлюбили Бога и никто не отделялся от Него.

    ...
    Авва Исаак говорит, что даже звери могут почувствовать Божьего человека и поэтому не трогают святых. Святой Герасим жил в пещере со львом, но лев не трогал его. Бросали мучеников зверям и звери ничего не делали им. И если дикие звери чувствуют святого человека, то насколько больше другие люди? Возьмите Божьего человека и поставьте его куда хотите; куда бы он ни попал, он будет светом, он озарит мир. Есть у нас и святые, которые делали безумные вещи – юродивые ради Христа, они делали безумные вещи ради Бога, но они сияли и озаряли весь мир…

    Митрополит Лимассольский Афанасий. Источник: Православие.Bg

    1 июля 2011 г.

    (Я скопировал отсюда: http://pravoslavie.ru/47346.html)
  • Александр Шпорт
    «Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину».(Святитель Филарет (Дроздов)
  • Александр Шпорт
    В оросе Пятого Вселенского Собора святоотеческое учение описано как обязательное мерило веры: «не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено согласным с православной верой святых отцов». То есть если что-либо противоречит вере святых отцов, соответственно верующие православные люди не должны принимать это – и это постановление Вселенского Собора.

    Ещё сильнее эта мысль повторяется в одобренном Седьмым Вселенским Собором исповедании Василия Кирского, в котором сказано: «Отвергающим учение святых отцов и предание кафолической Церкви и ссылающимся на мнение, что не должно следовать учению святых отцов и Вселенских Соборов и преданию кафолической Церкви: анафема».

    Источник:
    О границах Церкви и следовании святым отцам - Православное видео
  • Александр Шпорт
    (Печатается в сокращении. Пропущенные отрывки заменены обозначением "<...>". Полная версия по ссылкам внизу текста).


    Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси
    АЛЕКСИЮ II.

    Их Высокопреосвященствам и Их Преосвященствам, членам Священного Синода Московской Патриархии, Епархиальным Преосвященным от братии Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря.

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

    "Господь наш Иисус Христос оставил нам через Своих апостолов величайший дар - Святую Церковь как руководительницу в деле совершения нашего спасения. И потому важнейшей заботой для всех нас является забота о единстве Матери-Церкви.

    Это единство в вере обеспечивается сохранением Священного Предания, канонов, правил церковных, соблюдением традиций и обычаев Церкви, нелицемерным христианским смирением и соборным согласием", - говорится в Патриаршем Рождественском послании 1998 года.

    Мы, братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, обеспокоены умножением соблазнов и внутренних разделений в нашей Церкви, грозящих нарушить ее единство.

    Главным источником этих соблазнов служит продолжающееся участие Русской Православной Церкви в так называемом "экуменическом движении", особенно ее членство во Всемирном Совете Церквей.

    Основой идеологии ВСЦ, определяющей его структуру и деятельность, является ложная протестантская экклезиология, подразумевающая, что "видимое единство Церкви не дано, что на него надо надеяться и его надо строить...". "Ни одна эмпирическая Церковь не может отождествляться с Церковью Божией.

    Цель экуменического движения заключается в том, чтобы постепенно выявить... невидимое единство через единство видимое, содержащее общую веру в истины, считающиеся основными, общение в Таинствах и взаимное признание Священства. При этом догматические различия между Церквами могут быть очень значительны". "Такое понимание может представляться православным как... все-ересь и не может быть принято" [1].

    <...>

    Экуменическое общение с еретиками по навязанным ими "правилам игры" ведет к размыванию православного самосознания, заставляет "православных" экуменистов постоянно поступаться истинами вероучения, свято хранимыми нашей Церковью.
    Заражаясь исподволь неправославными взглядами, они привносят их в православную среду, посевая тем плевелы соблазна.

    Уже давно среди "православных" экуменистов не почитается за грех попрание Священного Предания, канонов и правил церковных [2] через участие в совместных с еретиками экуменических молениях.

    В свое время участие Поместных Православных Церквей в экуменическом движении оправдывалось необходимостью проповеди Православия, свидетельства об истине Христовой <...> в ходе экуменических контактов и обмена мнениями.

    Однако на многочисленных экуменических конференциях и ассамблеях со стороны "православных" экуменистов так и не прозвучало никаких призывов к покаянию и возвращению в лоно Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

    Такая позиция "православных" послужила поводом к заявлению руководства ВСЦ о том, что "Православная Церковь не требует от других христиан обращаться в Православие путем вхождения в Православную Церковь" [3].

    И подобные утверждения встречаются стыдливым молчанием "православных" экуменистов, тем самым отрекающихся от спасительной миссии Православия и выражающих свою поддержку еретическому лжеучению о разделенных "церквах", долженствующих соединиться в лоне ВСЦ, который все более и более выявляет себя как прообраз церкви Антихриста.

    Подтверждением этого являются Ассамблеи и Конференции ВСЦ, которые неизменно включают в свои программы кощунственные "ритуалы", вызывающие справедливое негодование и возмущение любого благочестивого православного христианина.
    Последние годы стало обычным участие в этих экуменических собраниях представителей религий, не имеющих ничего общего с христианством и по сути враждебных ему, однако непременно желающих поделиться с присутствовавшими своим "духовным опытом".

    И при всех этих нечестивых и богомерзких действах присутствуют и даже участвуют в них "православные" экуменисты, в том числе епископы, давшие присягу стоять на защите чистоты и неповрежденности Богооткровенной истины Святого Православия.

    Что может быть общего у православного иерарха с "союзом христиан-гомосексуалистов", с женщинами-"священницами" или с беснующимися языческими шаманами?

    Неужели совесть "православных" экуменистов не содрогается от слышания "феминизированных" переводов Священного Писания или при виде глумливой "литургии воды"?

    Об этом ли единстве молился Спаситель мира Небесному Отцу в преддверии крестных страданий, на слова Гефсиманской молитвы Которого "Да будут все едино... " (Ин. 17, 21) так любят кощунственно ссылаться экуменисты?

    "Что общего у света со тьмою?" (2 Кор. VI, 14), у Тела Христова, Его Святой Церкви, с еретиками и язычниками, оккультистами и содомитами? Понимание душепагубности экуменизма все глубже осознается верующими, поэтому до сего времени продолжающееся участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении порождает растущее недоверие церковного народа и большинства клира к Священноначалию, угрожает расколом в Церкви, служит поводом для перехода многих священников, монашествующих и мирян в Зарубежную Церковь.

    Великим соблазном для верных чад Русской Православной Церкви явились так называемые "богословские собеседования" с еретиками, горькие плоды которых мы пожинаем сегодня в Баламандском документе (1993 года) и Шамбезийских соглашениях (1990 - 1993 гг.).

    Особенно настораживает, что эти документы, представляющие по своей сути акты отступничества от Православного вероучения, появились на свет не только за спиной церковного народа, но и втайне от большинства епископата и духовенства.

    Безусловно отвергается православным сознанием сама возможность постановки вопроса о единении с римо-католиками на позициях Баламандского документа, предающего забвению и попирающего не только Святоотеческое Предание, но и подвиг сонма Православных мучеников и исповедников, кровию своей свидетельствовавших Святое Православие перед лицом латинской экспансии.

    Вызывает сомнение искренность авторов комментария Синодальной Богословской Комиссии, утверждающих, что "Баламандский документ не привносит ничего принципиально нового, а лишь использует традиционное для Православия отношение к католицизму", хотя сам Баламандский документ после критики традиционной точки зрения (п. 10) заявляет, что "...видение Церкви как общения, вновь открытого и переосмысленного... со времени... II Ватиканского собора... радикально изменило перспективы решения проблем, а следовательно и позиции" (п. 13).

    Свою точку зрения Богословская Комиссия пытается обосновать многочисленными ссылками на экуменические документы, по-видимому, являющиеся для нее отражением "традиции", и отличие от мнения святоотеческого, не нашедшего себе места в этом пространном сочинении.

    Для нас, православных христиан, авторитетом и традицией являются не результаты отступнических диалогов с Римом, но согласное мнение святых Отцов и Учителей Церкви.

    Это мнение наиболее точно выразил мужественный защитник Православия, святитель и исповедник св. Марк Эфесский: "Но если они (латиняне) совершенно отклонились, и притом - в отношении богословия о Святом Духе, хула на Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно, что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков”.

    И Святая Церковь всегда подтверждала эту позицию как своим Соборным голосом (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным Христианам (1848 г.), Окружное послание Константинопольской Церкви (1895 г.), так и через богопросвещенных подвижников благочестия и веры.

    Среди Русских святых последних времен свидетельствовали об уклонении римо-католицизма в ересь святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, св. праведный Иоанн Кронштадтский.

    Таким образом, Православная Церковь однозначно признает римо-католичество уклонившимся в многоразличные ереси, что делает невозможным соединение с ним без отвержения Римом всех своих еретических лжемудрований.

    Святая Православная Церковь всегда с великой любовью и возможным снисхождением спешила навстречу к познавшим свои заблуждения и ищущим соединения с ней <...>

    Так и бывших приверженцев римо-католицизма она принимает в общение с собой через миропомазание [4] или даже через покаяние (последнее есть имеющая до сего времени место практика Синодального периода истории нашей Церкви, начиная с печальной памяти XVIII столетия, когда ориентированные на Запад правители Российского Государства лишили Церковь свободного волеизъявления).

    В Баламандском документе без всякого упоминания об отказе римо-католиков от еретических лжедогматов целью ставится достижение "совершенного и полного общения", которое, по словам Иоанна Павла II, вошедшим в документ, "будет ни поглощением, ни слиянием, но встречей в истине и любви".

    Таким образом, единство веры не является теперь, по мнению авторов и апологетов Баламандского документа, необходимым условием для "полного общения", которое уже сейчас, почти не скрываясь, практикуют некоторые клирики-отступники.

    Утверждение Баламандского документа об "одних и тех же таинствах", особенно о "едином Таинстве Священства, приносящего единую Жертву Христову", приводит к логическому выводу, что таинства "Церквей-Сестер Востока и Запада", "совместно сохраняющих Церковь Божию", равноспасительны, и полному евхаристическому общению мешают только "предрассудки и использование истории в политических целях".

    Таким образом, несмотря на утверждение Богословской Комиссии, что "Баламандский документ не является какой-то мифической унией, совершенно очевидно, что Баламандский документ "указывает метод", которым уния ("совершенное и полное общение") может быть достигнута, и, следовательно, является богословским обоснованием унии.

    Мы заявляем о полном неприятии экклезиологических принципов и практических правил, изложенных в Баламандском документе, как не имеющих основания в Святоотеческом предании, отвергающих многовековые традиции Православной Церкви и направленных на достижение унии с Ватиканом.

    Если предполагаемая богословской Комиссией ратификация Баламандского документа состоится, то она станет роковым шагом для единства Церкви, во всяком случае, для нас евхаристическое общение с отступниками невозможно.

    Серьезное беспокойство во всем православном мире вызывает и "богословский диалог Православных Церквей и Ориентальных Православных Церквей", ставящий своей целью достижение единства между Православными и монофизитами.

    К сожалению, православные участники диалога отвергли путь решения этой важной задачи, указанный Святыми Отцами и в первую очередь V Вселенским Собором, непоколебимо отстаивавших православные позиции IV Вселенского Собора и разъяснивших Халкидонский Орос на возможно близком для монофизитов языке, что послужило к обращению многих заблуждающихся к Православию.

    Участники Шамбезийского сговора пытаются навязать единство, несмотря на все существующие догматические различия и нерешенные экклезиологические проблемы, такие, как безоговорочное принятие монофизитами постановлений Вселенских Соборов и признание их святости и вселенскости.

    Результатом такого подхода являются документы, в которых Православные обязываются "снять все анафемы и осуждения всех Ориентальных Православных Соборов (то есть отстаивавших ересь монофизитства, в том числе и "Разбойничьего" в Ефесе 449 г.) и отцов (то есть еретиков Диоскора, Севира и их последователей), которых они анафематствовали или осудили в прошлом", исправить те литургические тексты, в которых монофизиты упоминаются в качестве еретиков, то есть выбросить из нашего богослужения праздники в честь святых отцов IV, V, VI Вселенских Соборов и Великого Константинопольского Собора 563 года, при жизни проклявшего монофизита Севира.

    Так ценой предательства Святого Православия и откровенным оправданием ереси покупается сомнительное "единство".

    Приходится с горечью констатировать, что на всех трех основных направлениях экуменической деятельности (диалогах с протестантами, католиками, монофизитами) господствует дух отступления от Православия, пренебрежения к святым догматам веры, решениям Вселенских и Поместных Соборов, учению Св. Отцов и Учителей Церкви, проявляется экуменическая ересь.

    Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь уравнивается с еретическими сообществами, признаваемыми в качестве Церквей, с которыми православным навязывается "единство".

    Проявление истинного православного отношения к "богословским диалогам" с еретиками мы видим в послании 1989 года Иерусалимского Патриарха Диодора главам Поместных Православных Церквей <...>

    К этому шагу нас побудило прежде всего неоспоримое убеждение всей нашей Православной Церкви в том, что Она содержит полную истину, является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и надежным хранилищем божественных догматов нашей непорочной веры и нашего Священного Предания, имея Своей Главой Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1, 2).

    <...>

    Что может оправдать зло соблазнов и разделений, грех вероотступничества, попрание Святых канонов и правил церковных, весь тот огромный вред, который наносится нашей Матери-Церкви участием в экуменическом движении?

    У подавляющего большинства духовенства, монашествующих и мирян сложилось твердое убеждение в необходимости отказа от дальнейшего участия Русской Православной Церкви в деятельности ВСЦ и прекращения "богословских диалогов" с еретиками, о чем свидетельствуют их многочисленные обращения и выступления, которые уже невозможно игнорировать.

    Мы, братия Валаамского монастыря, подвигаемые сыновней любовью к нашей Матери-Церкви, вне которой не мыслим своего спасения, со всей решительностью осуждаем и отвергаем душепагубную ересь экуменизма и присоединяем свой голос к требованиям о выходе Русской Православной Церкви из экуменического движения.

    Побуждением к скорейшему принятию этого решения должны послужить добрые примеры Иерусалимской, Грузинской и Сербской Поместных Церквей, нашедших в себе силы к этому и без так называемого "всеправославного обсуждения".

    Следуя словам Святителя Иоанна Златоуста, "даже не занимая учительского места...", вынуждены мы "...отверзать уста в защиту Истины и против нечестия", по завету Священного Писания: "Чадо, подвизайся о Истине, и Господь Бог поборет по тебе" (Прем. Сол. IV, 32), ибо "молчанием предается Бог" (Св. Григорий Богослов).


    Игумен монастыря Архимандрит ПАНКРАТИЙ (Жердев),

    помощник Игумена - Иеромонах ИСИДОР (Минаев),

    духовник братии - Иеромонах ГЕРОНТИЙ (Федорченко),

    благочинный - Иеромонах ДАНИИЛ (Субботин),

    эконом - Иеромонах АМВРОСИЙ (Лагутаев),

    ризничий - Иеромонах МЕФОДИЙ (Петров),

    казначей - Иеромонах АНТОНИЙ (Кащенко),

    нач. Всехсвятского скита - Иеромонах БОРИС (Шпак),

    начальник Никольского скита - Иеромонах ВАСИЛИЙ (Шумский),

    нач. Предтеченского скита - Иеромонах КОРНИЛИЙ (Найденко),

    нач. скита прп. Александра Свирского - Иеромонах ИОИЛЬ (Медведев),

    нач. Гефсиманского скита - Иеромонах ФЕОФАН (Краснов),

    нач. Санкт-Петербургского подворья - Иеромонах ПЕТР (Романов),

    нач. Московского подворья - Иеромонах ВАРСОНОФИЙ (Худояров),

    нач. Приозерского подворья - Иеромонах ФОТИЙ (Бегаль),

    нач. Солохаульского подворья - Иеросхимонах РАФАИЛ (Берестов),

    иеросхимонах ВАРАХИИЛ (Эрлих), иеромонах АЛЕКСАНДР (Фаут),

    иеромонах АНТИПА (Никаноров), иеромонах ВАРФОЛОМЕЙ (Лукин),

    иеромонах ТИХОН (Русинов), иеромонах ГЕДЕОН (Байко),

    иеромонах АРСЕНИЙ (Хомич),

    иеромонах ИОАНН (Масловский) и другие, всего 150 подписей.


    Неделя Православия
    13 (26) марта 1998 г.

    Ссылки на текст нашел тут (8.01.21 ю.) Вот они:

    Заявление братии Валаамского монастыря, 1998 год
    Молчанием предаётся Бог

    Также прошу молитв преподобному Сергию Радонежскому о грешном Александре.​
  • Александр Шпорт
    Преподобный Серафим Саровский всегда основывал на Слове Божьем, на святоотеческих творениях и на поучительных примерах из жизни святых благо-угодивших Богу. При этом старец особенно чтил тех святых, которые явились наиболее доблестными ревнителями и поборниками православной веры, как-то: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Климента, папу Римского, Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского и т. д., и при этом постоянно убеждал стоять за истину догматов Восточной Церкви приводя также в пример Марка Эфесского"



    Из творений святителя Марка:

    "Так как дым соломы не есть благовонная жертва – так и приобретение гордой славы не есть добродетель перед Богом.

    Чем ты гордишься о человек! Не есть ли ты прах и гной! Отчего ты так высоко несешь чело свое? Не в скором ли времени ты истлеешь!

    Когда ты превозносишь себя выше облак – то вспомни вместе с тем, что ты не иное что, как прах и пепел и что ты скоро, как брение и зола, развеешься.

    Ты велик и знатен, и честен, о человек, пока Бог тебе вспомоществует. Ты есть творение Божие, – не отклоняйся от Сотворшего тебя.

    *

    Долу на земле преклоняй рамена и колена пред Богом – и горè возноси душу свою с непрестанными молитвами к Богу.

    Поминай грехи свои, готовься на грядущий суд, презирай эту ничтожную жизнь и заботься беспрестанно о будущей.

    Помни, сколь часто ты прогневлял Бога делами, словами и мыслями. Борясь день и ночь со львами и драконами, потщись одолевать их.

    Ты должен умереть и дать отчет во всех твоих действиях. Блюди в сердце твоем эту память смерти и суда, чрез что можешь приобрести жизнь вечную.

    Будь достоянием Божьим и следуй предначертанным заповедям Его.

    Оскорбил ли тебя кто или повредил тебе, уповай на Бога и не унывай; терпение щедро вознаграждается."

    Скопировано отсюда:
    Назидательные мысли - святитель Марк Эфесский - читать, скачать
    22.08.20 ю.к.


    ***
    Нашел одно выражение, которое некоторые приписывают святителю Марку:
    "Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, если он ниже всех? Смиренный сердцем — из силачей силач."

    [​IMG]

    При этом есть сайты на которых эта цитата приписывается преподобному Марку Подвижнику.

    Нашел также похожую цитату приписываемую другому Марку:


    "Кроткий по Богу из мудрецов мудрец, и смиренный сердцем из силачей силач, поскольку они несут иго Христово разумно"(Преподобный Марк Подвижник)
  • Александр Шпорт
    Христос Воскресе!

    Нашел два источника информации современных священнослужителей об экуменизме. Изучаю. Оба содержат важные сведения для верующего, который хочет выработать правильное отношение к этому вопросу.

    1. Вера в Церковь. Иеромонах Кирилл (Зинковский).


    2. Православное исповедание веры против всех ересей. Его Блаженство архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, предстоятель автономной Синайской Православной Церкви, игумен монастыря святой великомученицы Екатерины.

    Сначала думал просмотреть полностью, а потом опубликовать, но сейчас, изучив примерно на 70% понял, что нужно делиться этой информацией с другими. Один из мотивов - мысль о том, что новая болезнь является наказанием и за экуменизм в том числе. По моим наблюдениям монастыри, поддерживавшие пропаганду экуменизма пострадали больше всего. А те, которые боролись с этой ересью или не принимали участия в ее распространении - не пострадали.

    14.05 ю.к.

    Дополнение 20.05.2020 ю.к.

    Недавно в житии священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого нашел эпизод, где он рассмартивает эпидемию как наказание Божие:

    "Получив 7 августа 1893 года из комитета народного здоровья известие о том, что в последних числах июля обнаружены случаи заболеваний азиатской холерой в Тифлисе, архиепископ Владимир призвал все население города к общей молитве; и 15 августа, в день праздника Успения Божией Матери, состоялся крестный ход, прошедший по тем частям города, где обнаружились начатки эпидемии. Затем на площади был отслужен молебен и прочитана молитва, после которой владыка обратился к народу с такими словами: «Постигшая нас болезнь не есть дело случая, как могут думать некоторые. Это дело правосудия Божия, кара Всемогущего, бич Божий, простертый для нашего же испытания и отрезвления. В Священном Писании много примеров, уверяющих, что всегда Бог отводил в сторону Свой меч, направленный на человека, если только последний, заметив его, вразумлялся и старался избавиться от меча Божия»

    А вот, что пишет священномученик Петр (Зверев):

    главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. А все эти вибрионы, микробы и бациллы – только орудие и средство в руках Промысла Божия, ищущего спасения души человеческой. Знает Бог, что дорога нам земная жизнь, что дорого нам тело, и вот на это-то и направляет Свои удары, чтобы мы опомнились и раскаялись. Посылая мор на людей, Господь тем самым напоминает нам всегда иметь пред глазами своими смерть, а за нею и Страшный Суд, за которым последует вечное наказание нераскаянных грешников… К Нему-то и нужно прежде всего обращаться с молитвою о помиловании и об отвращении праведного гнева Его. Но, молясь, надо стараться быть достойными милости Божией. Необходимо сознать грехи свои, раскаяться в них, решиться вести жизнь свою согласно заповедям евангельским. С покаянием должно соединить пост и воздержание, должно отказаться хоть на время от разных удовольствий, игрищ, зрелищ и праздного времяпровождения.

    Дополнение 29.05.2020 ю.к.

    Закончил чтение. Думаю полезно будет ознакомиться с этими материалами любому православному. В лекции иеромонаха Кирилла описан очень интересный эпизод из жития священномученика Фаддея (Успенского). Ниже привожу текстовую версию из жития:

    Из Москвы Архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) по Владимирскую тюрьму. Митрополит Кирилл так вспоминал об этом:

    «Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами».

    Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник» (8, с. 302 – 303).

    Передачи владыке в тюрьму собирала Вера Васильевна Трукс. Архиепископ Фаддей целиком отдавал их старосте камеры, и тот делил на всех. Но однажды, когда «поступила обычная передача, – вспоминал митрополит, – владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте. Я увидел это и осторожно намекнул владыке, что, дескать, он сделал для себя запас. «Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?» Вечером привели в камеру епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку» (8, с. 303).
  • Александр Шпорт
    Поскольку именно в Превлаке находился центр Зетской епископии (с XIV века митрополии), то Рим долго пытался уничтожить здешний монастырь, чему мешала сербская власть в Приморье. Когда же в 1420 году Приморье захватила Венеция, то католиками сразу же был разрушен православный монастырь Ратац. Известна инструкция Венецианского сената еще от 1429 года, в которой католическому бискупу Которскому Марину предписывалось постепенно истребить православное священство и монашество в Приморье.

    По требованию Рима был разрушен и монастырь святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке. Православный епископ перед этим, опасаясь за свою жизнь, покинул обитель, а оставшиеся монахи (более семидесяти) были отравлены подкупленным человеком. Затем монастырь был разрушен до основания и земля обители передана католиками в награду отравителю, который занимался до этого хозяйственными вопросами обители. Потомки этого убийцы владели монастырской землей на протяжении веков.

    В XIX веке заботами праведной Екатерины Превлачской, продавшей все свое имущество, чтобы выкупить землю и возродить святыню, это святое место снова оказалось в руках православных. Она завещала после своей смерти передать святое место Черногории, ибо перед этим морские пираты «случайно» напали, разграбили строившийся с неимоверным трудом монастырь и так покалечили праведницу, что она не оправилась до самой смерти. Опасаясь, что в случае ее смерти святыня может уйти от единоверцев, Екатерина и составила свое завещание в пользу православной Черногории.

    Вскоре после этого Екатерина внезапно, загадочным образом, скончалась. Ее похоронили сразу же, ночью — тайно и очень глубоко. Никакого расследования о причине ее смерти не было проведено. Когда же ее честные останки были обретены в самом конце XX столетия вместе с мощами других новомучеников, то в области желудка был найден свинец — свидетельство об отравлении праведницы.

    Место мученической кончины монахов митрополии Господь прославил несказанным благоуханием. Всякий, кто приходил сюда, чувствовал тонкий аромат, исходящий от освященной мощами земли, и поэтому это место получило название «Остров цветов». Людям было невдомек, что это благоухали не земные цветы — а небесные: святые души новомучеников. Новомученики Михольской Превлаки были прославлены Богом спустя пять веков чудом мироточения. В кивот, где хранятся кости, до сих пор помещают вату, впитывающую святое миро. С двух сторон стекла, прикрывающего кивот сверху, сделаны специальные выемки, чтобы каждый мог ощутить благоухание от мощей святых. Записано 27 случаев исцеления от этих святых мироточивых мощей.

    О Превлаке в 2007 году издана книга на сербском языке: Невен 3. Плевлевич. Святые Превлачские мученики: Тайна, проявленная мироточением; выходила в 2003 году и трехъязычная книга-альбом (русский, английский, сербский).

    Новомученики Превлачские

    До 1452 г. там находился престол епископов Зетской епархии (так раньше называлась Черногория). В 1452 г. венецианцы во время престольного праздника отравили всех монахов и людей, собравшихся на праздник. Как гласит монастырское предание, преступление было делом рук католиков, подкупивших человека, доставлявшего пищу в монастырь. Их смерть тогда объяснили якобы эпидемией и монастырь разрушили.

    Позднее монастырь хотела возобновить графиня Екатерина Властелинович, она и построила ныне существующий храм (графиня Екатерина впоследствии была убита при невыясненных обстоятельствах). Мощи 70 Превлакских мучеников находятся сейчас в монастыре, и им можно теперь поклониться в монастырском храме.

    https://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монастырь_Архангела_Михаила_(Михольска_Превлака)
  • Александр Шпорт
    ΣΕΒΑΣΜΙΩΤΑΤΟΣ ΑΡΧΙΕΠΙΚΟΠΟΣ ΣΙΝΑ, ΦΑΡΑΝ ΚΑΙ ΡΑ'Ι'ΘΩ κ. ΔΑΜΙΑΝΟΣ: ΟΡΘΟΔΟΞΗ ΟΜΟΛΟΓΙΑ ΠΙΣΤΕΩΣ ΕΝΑΝΤΙΟΝ ΟΛΩΝ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ

    мон екат.jpg




    Его Блаженство архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан,



    предстоятель автономной Синайской Православной Церкви,



    игумен монастыря святой великомученицы Екатерины



    мон екат2.jpg



    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Все мы, получившие Крещение в Православной Церкви и верующие православно, принадлежим Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (которой является только Православная Церковь), а именно — Телу Христову, глава которого есть Сам Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Через Таинство святого Миропомазания мы получили печать дара Святого Духа, а посредством Божественного Причащения Честного Тела и Крови Христовых мы соединяемся со Христом и становимся членами Его Тела.

    Как члены Церкви Христовой, которой является исключительно Православная Церковь — единственная, в которой мы соединяемся с Богом Истинным и в которой человек может наследовать спасение, мы отказываемся и привселюдно отвергаем многочисленные ереси, которыми заражены многие члены Церкви. Ересь наносит вред не только тому, кто в нее верит, поскольку те, кто еретически мыслит, проповедуют ересь и другим членам Церкви словами и делами, таким образом распространяя микробы ереси по всему Телу Церкви. Ересь, проповедуемая епископом или священником, наносит вред и верующим. Между тем, епископы и священники должны заботиться о том, чтобы их паства не научалась ереси. Если нравственные грехи отделяют человека от Бога, то тем паче ересь. Обязанность епископа — право учить Слову Истины, а святость органически связана с Истиной («Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» [Ин. 17, 17]). Христос есть путь, истина и жизнь. Ересь есть ложь и хула на Слово Воплощенное, на Богочеловека Иисуса Христа. Она рождается как духовное прельщение и становится идеологией, противоречащей Истине, отсекающей возможность освящения и спасения.

    Подобно тому, как болезнь поражает не только больной орган, но и весь организм, так и ересь, отравляя одних членов Церкви, вызывает боль во всем Ее Теле, поражая его. Поэтому всякий раз, когда появлялась ересь и угрожала Телу Церкви, созывались Вселенские и Поместные Соборы, которые предавали анафеме ересь и еретиков, поддерживавших ее, то есть отсекали от Тела Церкви еретическое учение и тех, кто его продвигал.

    Святой Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены, по данной нам благодати, имеем различные дарования» [Рим. 12, 4-6]. А в первом Послании к Коринфянам он говорит: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» [12, 21–22], показывая далее, что, если «славится один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены» [1 Кор. 12, 27].

    Принимая во внимание, что до сих пор не собирались никакие Поместные соборы, чтобы осудить тех, кто в течение примерно столетия нарушал как Апостольские правила, так и решения Вселенских и Поместных соборов, будучи живыми членами Тела Христова, мы отвергаем все практики, осужденные Церковью, и отмежевываемся от них, а именно:

    - совместные молитвы с еретиками и так называемую «неделю молитвы о единстве христиан», «вечерни за единство христиан» и прочие подобные акции, проводимые в православных церквах в ходе «недели молитвы о единстве христиан», на которых еретиков приглашают проповедовать с амвона, перед священным и страшным престолом в православном храме, где приносится в жертву Христос Бог;

    - участие в синкретических межрелигиозных и межхристианских встречах, на которых совершаются синкретические символические действия и совместные молитвы с еретиками.

    Мы осуждаем как ересь и отвергаем экуменизм во всех его формах:

    1) присутствие православных Церквей в так называемом «Всемирном Совете Церквей»;

    2) ересь, согласно которой Православная Церковь якобы является лишь частью Церкви;

    3) ересь, согласно которой все христианские конфессии якобы являются ветвями Единой Церкви;

    4) ересь, согласно которой Православная Церковь якобы является одной в ряду многих других «семейств Церквей», вместе составляющих Единую Церковь.

    5) ересь, согласно которой единство Церкви якобы было утрачено; согласно православному учению. Церковь является Единой и Единственной, поскольку Главой Ее является Единый Господь Иисус Христос, а единство Церкви выражается через единство веры и повиновение верующих Ее иерархии, покуда иерархия сохраняет единство веры;

    6) ересь, согласно которой Церковь якобы «разделена на христианские конфессии» и мы должны «восстановить Ее единство» посредством «догматического минимализма», то есть посредством принятия минимальной веры в качестве фундамента для единения православных с прочими конфессиями (деноминациями), то есть веры во Святую Троицу и в Иисуса Христа как Бога Воплощенного и Спасителя, не обращая внимания на все остальные догматы Церкви, в том числе на сакраментальное священство, святые иконы, нетварную благодать, почитание святых и т.д.

    7) ересь, согласно которой якобы существует «невидимое единство» Церкви в силу общей веры в Святую Троицу и в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, а далее последует и осуществление «видимого единства» через единение конфессий (единство в разнообразии догматов и традиций);

    8) ересь, согласно которой якобы достаточно веровать во Святую Троицу и в Господа Иисуса как Бога и Спасителя, чтобы быть частью Церкви (Церковь рассматривается как собрание всех христианских «конфессий»);

    9) ересь, согласно которой Православная Церковь и римо-католическое собрание якобы являются «Церквами-сестрами» или «двумя легкими единой Церкви»;

    10) ересь, согласно которой между Православной Церковью и римо-католицизмом якобы не существует никаких догматических различий и утверждается, что единственным различием является первенство Папы;

    11) неправославные соглашения, подписанные представителями Православных Церквей в рамках межхристианского диалога. В этом пункте мы хотели бы подчеркнуть, что мы не против диалога, при условии, что он совершается на православных основаниях, с тем чтобы вернуть еретиков в Православную Церковь через катехизацию, отказ от ересей и святые таинства Крещения, Миропомазания и Божественной Евхаристии;

    12) Баламандское соглашение, на основании которого представители Поместных Православных Церквей приняли новый тип унии и признали псевдо-таинства римо-католиков. Данное соглашение было отвергнуто представителями Поместных Православных Церквей, собравшимися в Балтиморе в 2000 году.

    13) ересь, согласно которой Филиокве (исхождение Духа Святого «и от Сына») якобы является лишь простым терминологическим недоразумением, а не искажением догмата Святой Троицы — догмата, который открыл нам Сам Бог через Сына Своего Иисуса Христа Воплощенного (Ин. 15, 26).

    14) так называемое «снятие анафем» с римо-католиков и еретиков-монофизитов, монофелитов и моноэнергистов — анафем, наложенных Вселенскими Соборами. Согласно православному учению, догматическая анафема не может быть снята магическим образом без того, чтобы причины анафематствания были устранены.

    15) ересь, согласно которой якобы существует спасающая благодать и вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также что якобы существует действительное крещение и действующая благодать священства и вне ее (простое историческое наличие преемства от Апостолов и простое произнесение формулы Святой Троицы не делают действительными «таинства» еретиков).

    16) ересь, согласно которой Святые Отцы сегодня уже не могут быть актуальными. Эта ересь отрицает присутствие Духа Святого у святых и богоносных Отцов Вселенских Соборов, а, следовательно, и саму непрерывность существования Церкви как Божественно-человеческого института.

    17) ересь, утверждающая, будто мы не можем знать, каковы границы Церкви, и ересь, согласно которой всё человечество якобы входит в «невидимую Церковь». Согласно православному учению, Церковь является Церковью исторической, видимой, имеющей апостольское преемство, сохранившей Правую Веру (догматы, сформулированные на Вселенских Соборах, и анафемы, ограждающие догматическую Истину от еретической лжи) и несущей ее далее до скончания веков, а именно Церковью Православной.

    18) ересь, согласно которой якобы и еретики каким-то образом входят в Церковь.

    19) превращение икономии в догмат или правило. Согласно православному учению, икономия является отступлением от правила веры ради человеческих немощей в исключительных обстоятельствах, которое имеет целью приведение людей к правой вере, невзирая на объективные препятствия. Икономия применяется только в форс-мажорных случаях, для достижения благой цели в неблагоприятных обстоятельствах. Однако, при отсутствии исключительных обстоятельств, продолжение применения икономии является не мудрым тактическим приспособлением, а нарушением и презрением священных установлений, ведущим к пренебрежению Православной верой.

    20) так называемые «смешанные браки» между православными и неправославными, поскольку нельзя сочетать несочетаемого, ведь главное условие для совершения Таинства Брака — это православная вера собирающихся вступить в брак, которые должны быть крещеными и т.п. Таинство Брака является таинством любви и единения в правой вере. Это таинство нельзя преподать только одному члену будущей супружеской пары, православному. Поэтому смешанный брак является недействительным, и в то же время представляет собой совместную молитву с инославными.

    21) еретические документы так называемого «Святого и Великого Собора Православной Церкви», состоявшегося на Крите в 2016 году, которые одобряют ведение диалога между Православной Церковью и еретическими сообществами на протестантской платформе, а не исповедании Православной веры; так называемое «восстановление единства христиан» и применение термина Церковь в качестве «исторического наименования» для еретических сообществ; устав протестантского «Всемирного Совета Церквей», а точнее, ересей, и концепцию догматического минимализма в качестве основания для ведения диалога Православной Церкви с еретическими сообществами. Мы отвергаем Торонтскую декларацию 1950 г., согласно которой: i) можно быть членом Церкви и за Ее пределами; ii) существует Церковь вне границ Православной Церкви; iii) Церковь Христова превосходит и включает в себя каждую конфессию, являющуюся членом так называемого «Всемирного Совета Церквей» в отдельности.

    Православная Церковь является Соборной, а не экуменической, и поэтому мы ожидаем от ее членов, что они будут исповедовать Православную веру всему творению, приводя многих людей в Ковчег спасения, которым является наша Православная Церковь — Единая и единственная, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, как мы исповедуем в Никео-Цареградском Символе веры. Поэтому мы отмежевываемся от позиции всех тех, кто проповедует вышеназванные ереси, будь то «всеправославные» или поместные соборы, патриархи, иерархи, священники, диаконы, иподиаконы, чтецы, монахи, монахини или миряне.

    Мы осуждаем тех, кто не прилагает стараний для исправления своих братьев, которые впали в ересь экуменизма, и заняли пассивную, выжидательную и молчаливую позицию, которую святой Григорий Палама называет «третьим видом неверия», после атеизма и ереси.

    Да поможет вам Бог, в Троице прославляемый и покланяемый! Аминь.

    [​IMG]



    [​IMG]

    [​IMG]


    Источник:

    Κατάνυξις: Αρχ. Σινά κ. Δαμιανός: Ορθόδοξη ομολογία πίστεως εναντίον όλων των αιρέσεων

    Трость Скорописца: Его Блаженство архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ ПРОТИВ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ

    Перевод на русский язык взят с сайта "Православный апологет"
  • Александр Шпорт
    Житие святителя Тарасия в изложении святителя Димитрия Ростовского содержит несколько поучительных мыслей, полезных в нынешней ситуации с экуменизмом:

    Святой Павел Константинопольский:
    "Моя болезнь и ожидание скорой смерти, а в особенности настроения в церкви нашей побудили меня оставить патриарший престол и восприять святую схиму. Церковь много терпит от иконоборцев и, вследствие продолжительного торжества иконоборческой ереси, она получила неисцельную язву. Подобно многим другим, я, окаянный, не мог избежать сетей зловерных и погряз в них, в чем ныне горько каюсь; ибо три раза я собственноручно подписывал еретические постановления. Но вот что особенно печалит и удручает меня: я вижу, что все области, подвластные вам, соблюдая ненарушимо правила веры и следуя православному учению, чуждаются нашей церкви и, считая себя стадом Христовым, отгоняют нас от себя, как будто мы овцы не одного стада. Посему я отказываюсь быть пастырем в еретическом сонме и предпочитаю лучше умереть, чем подвергнуться анафеме от первосвятителей четырех апостольских престолов. Вам Бог даровал в руки власть царскую, чтобы вы заботились о христианском стаде, живущем на земле. Итак воззрите на скорбь матери вашей – Церкви, не допустите, чтобы она пребывала в неутешимой печали, но порадейте, чтобы она могла воспринять прежнее свое благолепие. Не попустите, чтобы богомерзкая ересь, подобно вышедшей на луга свинье, опустошала и губила вертоград Христов во время вашего царствования и оскверняла бы его злочестивым мудрованием."

    "...невозможно вам спастись, если пребудете в ереси..."

    [​IMG]
    Святой Тарасий Константинопольский:

    – Я вижу, что Церковь Божия разделена и разъединена. Как восточные, так и западные христиане проклинают нас; тяжело сие разъединение и страшно отлучение от Царствия Божия. Пусть будет собран Вселенский Собор, где мы должны объединиться в вере; пусть будет вера наша едина, подобно тому как мы просвещены единым крещением; ведь ничто так не угодно в очах Божиих, как пребывание всех в единстве веры и любви. Вот этого я, недостойный и малоопытный, и требую, принимая на себя управление Церковью. Если не будет созван Вселенский Собор, если иконоборческая ересь не подвергнется достойному осуждению и не будет единения в вере между православными восточными и западными церквами, то я не соглашусь принять патриаршество, чтобы не навлечь на себя проклятия и осуждения, ибо тогда никто из земных царей не может избавить меня от Божия суда и вечной казни.



    Почившие борцы с экуменизмом:

    [​IMG]
    Патриарх Диодор
    олицетворял собой неуклонную верность церковным канонам и догматам вопреки давлению духа времени. Он был известен своими жесткими антиэкуменическими взглядами.

    [​IMG]
    Авторитетный православный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) резко отрицательно относился к экуменическому движению: «модернисты-либералы, непрошенные „реформаторы“ Православия, каких уже немало во всех Православных поместных Церквах, создали для себя как бы единый фронт, включившись в так называемое экуменическое движение, ставящее себе якобы задачей объединить всех христиан во „Единую Церковь“, переставшую будто бы по греховности людей, вследствие оскудения духа любви существовать на земле. ..вхождение в эту организацию православных противоестественно, и не только противоестественно, но и порочно и преступно».

    Другие известные мне почившие борцы с экуменизмом:
    Митрополит Иоанн (Снычев), архимандрит Лазарь (Абашидзе), игумен Симеон (Ларин), протоиерей Всеволод Чаплин, иерей Дании Сысоев.

    25 февраля 2020 г. по юлианскому календарю.
  • Александр Шпорт
    В молитвах и размышлениях о своей позиции в ситуации с экуменизмом пришла мысль:
    следует углубить свои познания о Церкви. Так как именно эта часть Православной веры искажается в экуменизме.

    Вспомнилось толкование святителя Николая Сербского на Символ веры:

    "Верую…Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…

    Путники, вот и корабль! Во время потопа Ной спасался на надежном корабле. Потоп безумия и греха все еще длится, не прекращается. Вот почему Человеколюбец создал корабль спасения. Узнавайте об этом корабле и скорее поднимайтесь на борт.

    Да не обманет вас множество раскрашенных и разукрашенных судов. Прежде поинтересуйтесь мощностью двигателя и опытом капитана. На корабле Христовом самая мощная машина и самый искусный кормчий. Это Сам Дух Святый, Всевидящий и Всемогущий"

    Дальше тут:
    Во что мы верим? Объяснение Символа веры - читать, скачать - святитель Николай Сербский

    Неделя о Страшном Суде
    10.02.2020 ю.к.