Просматривает записи дневников в категории: О ведении дневника
-
В своем студенческом дневнике он записывал все, что было существенным и важным, не позволяя себе в писании о других входить в излишние подробности. В его дневнике подводился итог каждого прожитого дня - как внешних дел, так и внутреннего духовного состояния. Самоограничения и борьба с помыслами были для него иной раз весьма мучительны. Вот что он писал в своем дневнике в те счастливые студенческие годы: «Обеды... но что с ними делать?! Сколько есть силы, бороться - частью терпеть... укорять себя... не забывать, главным образом, о Боге и о том, что жизнь во Христе и любви... Стоял за службой... увы!.. то бросаемый в ужас оттого, что приходят обеденные мысли и я как бы не различаю, что важнее, обедать ли или (трудно, собственно, сказать) быть со Христом, то впадал в суетливые помыслы об экзаменах или о слабостях, то в ужас оттого, что стоял за каноном пасхальным как каменный!.. Пал я и не знаю, как восстать!!! Господи! исцели меня. Ибо нет иной жизни... Нужно бы упомянуть о том, что нередко после обеда находит скорбное настроение, что-де не умею побороть страсти чрева. Но чрево берет свое, невзирая на призрачную скорбь. С одной стороны, что-де не нужно поститься для поста и есть в меру, что-де от неядения возгордишься... не в различении ядения и неяденияде дело; с другой - постоянное неумение соблюсти себя во время еды и забытие в это время о хлебе ином. Так трудно соблюсти себя, и так редко мера находится... »
Священномученик Фаддей | Приход храма прп. Алексия
По ссылке очень подробное житие.
Священномученик Фаддей Тверской (1872–1937) написал замечательный труд «Записки по дидактике»:
Записки по дидактике - священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской - читать, скачать
В нем, опираясь на святоотеческую традицию, святитель говорит о необходимости развития в ребёнке не только и не столько ума, но даже более того — нравственности и воли, потому что ум без них может быть обращён во зло. Святитель отмечает, что образование без воспитания невозможно, и воспитание личности, продолжающееся всю жизнь, должно в школе не прекращаться, а только усиливаться. Из статьи "Святые – покровители детей":
Святые – покровители детей - Азбука воспитания -
Из жития священномученика Фаддея (Успенского)
Есть люди, от детства и юности предуставленные Богом к особого рода служению, которых благодать Божия хранит и уготовляет к этому служению. Таким был и Архиепископ Фаддей. От юности его душа стремилась к Богу, упорно сопротивляясь страстям. От тех лет сохранились его дневники, которые он вел ежедневно, и в них, как в зеркале, отразилась борьба души за красоту нетленную, вечную. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению Его заповедей. Юноша зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу. Дневник велся ежедневно, и ежедневно в нем подводился итог как внешним делам, так и внутреннему, духовному состоянию. Через несколько лет, таким образом, стало возможным сравнивать каждый текущий день с тем, как он был проведен год назад или ранее.
9.05.20 ю.к.
Добавление 17.05 ю.к.
Также дневник советовал вести кто-то из оптинских старцев (кажется преподобный Варсонофий). С тем, чтобы просматривая прошлые записи видеть, куда ты движешься. Есть ли прогресс в духовной жизни.
Еще один момент который нужно учитывать - записанное в дневнике помимо людей могут прочесть бесы (А так они прямого доступа к мыслям человека не имеют). По-этому если пишешь что-то сокровенное даже в бумажный дневник - это может им дать дополнительную помощь в их зловредной деятельности.
Добавление 19.05 ю.к.
Как выход из вышеназванной опасности - вместо мыслей, нуждающихся в секретности, можно записывать святоотеческие поучения на сходную тему. Во-первых - позже, при прочтении, вспомнишь о чем думал, читая написанное. Во-вторых - сохраняется, распространяется и передается Предание Церкви, к чему мы все призваны. Польза для других.
Наверное с этой целью святой праведный Иоанн Кронштадтский публиковал свои дневники. И даже если человек далек от его уровня, все равно это какое-то отражение истории Церкви. Даже если бы Иуда или Каин писали дневники - это тоже могло бы в чем-то помочь. Можно было бы найти ошибку, проследить развитие погибельного состояния и поостеречься. Не зря же Писания сохраняет нам падения праведников (отречение апостола Петра. Грехопадение царя Давида, привдшее к написанию 50-ого псалма). Также мы видим и истории тех, кто умер во грехе - тех же Иуды, Каина, Саула...
Также грешный человек, имеющий отношение к Церкви описывает и что-то из жизни своего праведного окружения.