Воли Христа и Типос

Тема в разделе "Общение день за днем", создана пользователем Андрей Чивильдеев, 21 июн 2014.

  1.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Типос. Was ist das? (Что это?) Это модель (образец) христианской веры, которая была издана в 648 году императором Константом II. Кратко рассмотрим ее положения. Точнее, положение - одно! Типос говорил, что верить нужно согласно предыдущим 5 соборам (их, на тот момент, и было всего-то 5). Рассуждать об одной воле Христа и о двух волях Христа запрещалось. О волях скажу ниже. По сути, Типос покровительствовал монофелитству (тоже ниже о нем скажу), поскольку с одной стороны не осуждал учение об одной воле Христа, а с другой стороны запрещал учить о двух волях Христа.
    Уже в 649 году папа римский Мартин созвал в Риме Собор, где и осудил как Типос, так и монофелитство. Заключения Собора были отправлены в Константинополь всё тому же императору Константу II. Он осерчал на поборников христианства и велел сослать Мартина в ссылку, а другому защитнику - святому Максиму Исповеднику - отрезать язык и отсечь десницу. Такая вот печальная судьба двух защитников и борцов христианства.
    Но через 31 год, в 680-681 гг., прошел в Константинополе VI Вселенский Собор, который установил учение о двух волях Христа, а до этого восточные епископы вынуждены были исповедовать Типос (западные и не возражали). Таким образом, христианство восторжествовало!

    Воли Христа. VI Вселенский Собор установил учение о двух волях Христа. До этого развивалось монофелитство, которое говорило, что Божественная воля поглотила человеческую волю Христа, следовательно, осталась только одна - Божественная.
    Читаем, что пишет по этому поводу святой Максим Исповедник: «Христос, будучи по природе Богом, пользовался волей, которая была по природе божественной и отеческой, ибо у Него с Отцом одна воля. Будучи же человеком по природе, он также пользовался природной человеческой волей, которая нисколько не противостояла воле Отца».
    При рассмотрении гефсиманской молитвы Спасителя увидим, что Божественная воля находилась в полной гармонии с человеческой волей. «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты».
    Кроме понятия "воля" существуют понятия "энергия"" и "природа". Но это одно и то же.
    Ныне в Православии мы имеем учение о гармоничном соединении в Христе двух природ - Божественной и человеческой. Он был человеком!

    При написании старт-поста пользовался данными ссылками:
    Две воли Христа – Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие – Игумен Иларион (Алфеев)
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Типос
     
    Наталья_*, Тамара и Лариса Т. нравится это.
  2.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.364
    Симпатии:
    3.960
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Андрей, спасибо за поднятую тему.

    У меня два вопроса к Вам.

    1) Я все-таки хочу уточнить, что подразумевается под термином "воля", а то он для меня как-то сказочно звучит. Под волей подразумевается это: Воля

    т.е., например, в моей воле грешить и не грешить. Это форма моей свободы. Я правильно трактую Ваше понятие "воля"?
    2) Почему мы рассматриваем вообще, что сказал папа Римский Мартин? Папа же у католиков. Почему же мы православные вообще обращаем внимание на то, что он сказал?
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2014
  3.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Я мельком пробежалась по заметке Андрея. Но меня сильно эта фраза смутила. Отождествления неясны. Читала, что воля - это свойство природы.
     
    Лариса Т. нравится это.
  4.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Я ведь и писал заметку, чтобы уяснить и для себя этот вопрос... Подождем реакции священника;)
     
    Наталья_* и Тамара нравится это.
  5.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Окончательное разделение между католиками и православными состоялось в 1054 году.
    А так у нас даже святые Римские папы есть, в Православии-то.
    [​IMG]
    И составление чина Литургии Преждеосвященных Даров тоже римскому папе приписывают. Святому Григорию Двоеслову.
     
  6.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    На второй вопрос отвечу, а на первый - завтра с ноутбука:)

    Мы говорим о середине и конце 7 века, тогда Папа римский был как Патриарх, Римская Церковь находилась в каноническом общении с иными Церквями, Великая Схизма случилась лишь в 1054 году. У нас есть святые Папы, в календаре не обращали внимание?:)
     
    Наталья_*, Лариса Т. и Тамара нравится это.
  7.  
    Женя Че.
    Оффлайн

    Женя Че. Музыкант форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.503
    Симпатии:
    1.059
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Иудей
    На википедии там много чего пишут, а точнее пишут всё подряд и непонятно кто и непонятно какими воззрениями он руководствуется.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2014
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    В разумном духе присутствуют три силы (энергии): воля, разум и чувство. Воля - это направленность духа. У человека она называется силой раздражительной. Она проявляется желанием. ее проявления в человеке - страх Божий и благоговение. Очищенная благодатью воля называется "ревностью" (ее Христос описывает тогда, когда говорит: "огонь я пришел возжечь на земле, и как хочу, чтобы он уже возгорелся", эта ревность заповедана 4-й заповедью блаженства).
    Дух - часть природы. В человеке природа сложная, поэтому кроме духа человек имеет еще и тело. У Бога природа прОста и целостна. Кроме того, особенность воли Бога (в отличии от ангельской) в том, что она не раздробляется, как это бывает при грехе. Падение разумного существа напоминает падение дома, разделившегося в себе. Вот разделение внутри воли является повреждением греха. В человеке и в Ангелах это называется Смешением (или познанием) Добра и Зла. Воля - грань (сила, свойство, атрибут) природы, поэтому в Единосущном Боге Троице - воля, разум и чувство единые и нераздельны. Поэтому мы говорим, что действия Бога (в Боге между желанием и исполнением нет промежутка, поэтому в Боге желание или воля = действию или исполнению), например, творение мира или воплощение Слова Божия, происходили по воле Отца, Сына и Святого Духа (даже нельзя сказать, что в равной степени, но волей (действием) единым.

    Учение о двух волях во Христе - это учение практическое. Оно показывает предел соединения Бога и человека. В восточных религиях бог и человек сливаются, так, что человек растворяется в боге, при этом личность человека (воля) растворяется в боге.
    В христианстве человеческая личность в причастии Божеского естества (в Церкви, в причастии Тела и Крови, в Царстве Небесном) соединяется с Богом, не растворяясь в Боге, оставаясь свободной личностью. Это называется Любовью. Любовь там, где свобода: свобода свободно следовать и выбирать. То есть блаженство рая - это восшествие в свободное общение и мера принятия этого общения для человека одновременно и бесконечна и ограничена: бесконечна по времени, ограничена по природе.

    Это имеет следствие: что протестантская концепция "соляного столба" ложна, человеку необходимо быть всегда соработником Богу в деле спасения. Магическое отношение к Таинствам отменяется - мера соединения с Богом определяется мерой устремления свободной воли вслед за Богом, так что механика причастия и вычитывания молитв перечеркиваются догматом о двух волях.
    Путь очищения воли - подвиг. Совершается в глубине духа (в силе или энергии желательной) и в ее стоке - в поступках. В основе подвига лежит соединение воли человека с волей Божией, но, мы видим во Христе, это происходит не в виде магии протестантства, но аскезы и самопринуждения, и самопротивления.

    И еще, учение о двух волях (в переносе на человеческую личность) открывает нам, что в личности нашей существует особый центр, который главенствует в нас. В личности-ипостаси он называется самосознанием и произволением. Он не является суммой частей нашей природы. То есть человек свободен даже от собственной природы. Он способен преодолевать все, что может возникнуть в глубине его природы: духа (воли, чувств, помыслов) и тела. Из этого выходит то, что человек способен покаяться (измениться). Именно за этот центр идет война в человека (Слово 14-е Невидимой Брани Никодима Святогорца)
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 21 июн 2014
Загрузка...