Православная аскетика и нудизм

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Гендальф Серый, 18 авг 2010.

  1.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    В православии существует 2 параллельные традиции понимания обнаженного бесстыдства по отношению к святости. Для 1 оно есть признак святости, для 2 наоборот – признак греховности.

    Случай из жизни св. Серапиона Синдонита: «Однажды сей святой узнал об одной деве, пребывающей в безмолвии, которая двадцать пять лет жила, заключившись в своей келье, и ни с кем никогда не виделась. Найдя ее, он предложил ей выйти из затвора, чтобы доказать, что мир для нее не существует, равно как и она для мира (Гал. 6;14). Когда же она сделала это и дошла с ним до церкви, то блаженный сказал ей:
    - А теперь, сделай то, что я могу сделать, и тогда убедишь меня, что ты действительно умерла для сего мира.
    - Что же должна я сделать, - спросила девица?
    - Сними с себя все платье, как вот я, - сказал он, - положи его на плечи и ступай по городу, а я без стыда пойду вперед тебя в таком же виде.
    - Но если, - отвечала она, - я сделаю это, то многих соблазню таким бесстыдством, и кто-нибудь скажет, что это сумасшедшая или беснующаяся.
    - А тебе что за дело, если это скажут, - отвечал блаженный Серапион, - ведь ты говоришь, что умерла для людей, а мертвецу нет никакой нужды до того, бранит ли кто его или смеется над ним, потому что он не чувствителен ко всему.
    - Тогда - говорит ему эта девица, - прошу тебя, прикажи мне сделать другой, какой угодно подвиг, и я сделаю, а пока я не дошла еще, а только молюсь о том, чтобы дойти до такой степени.
    После этого раб Божий, бесстрастный Серапион, сказал ей:
    - Смотри же, сестра, не величайся, будто ты святее всех и не хвались, что умерла для сего мира. Ты вот узнала, что жива еще и угождаешь людям. Я могу быть более мертвым, нежели ты, и что я умер для мира, могу доказать делом, - именно тем, что равнодушно взираю на него; ибо, не стыдясь и не соблазняясь, могу сделать то, что приказывал тебе»
    (Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М. 1992. Стр. 133-134).
    Как видим в этом отрывке хождение нагим «не стыдясь» есть признак высокой добротдетельности. То же следует и из множества других святоотеческих житийных примеров и рассуждений.

    Св. Симеон Христа ради юродивый входил нагим в женскую баню, а так же ходил по базару. Что в его житии подчёркивается как признак совершенной святости.

    Преп. Симеон Студийский «не стыдился членов всякого человека, не стыдился ни видеть некоторых обнаженными, ни сам быть видимым обнаженным. Ибо он имел всего Христа и сам весь был Христом, и все свои члены и члены всякого другого, по одному и все вместе, он всегда созерцал, как Христа, и оставался недвижимым, невредимым и бесстрастным, как сам, будучи всецело Христом, так и усматривая Христа во всех крестившихся и облекшихся во всего Христа».
    «Преп. Симеон имел такую степень чистоты и бесстрастия, что и, играя среди женщин, пребывал, как чистое золото среди огня, и даже когда бесстыдные женщины, пытаясь возбудить в нем похоть, срамно щекотали его, влагая руки в его недра, он походил на мертвеца или бесчувственное дерево, освобожденный, по благодати Божией, от всякого естественного вожделения»
    (Свящ. Вадим Коржевский. Об особенностях женской природы. http://www.bogoslov.ru/text/547331.html)

    В тон приведённым примерам, рассуждая о наготе Адама и Евы, свт. Филарет Московский даёт интересное определение стыдливости: «Стыдливость есть ощущение действительного или воображаемого недостатка в совершенстве или в красоте» (Св. Филарет, митр. Московский. Записки на Бытие. Ч. 1).
    «Тогда может иметь место стыд наготы, когда она открывает действительно, или приводит на мысль, некоторое несовершенство или безобразие, которое, как не может быть делом Божиим, то, без сомнения, есть следствие нравственной порчи» (там же). Отсюда следует, что не обнажённость оскверняет глаза, а испорченность глаз опошляет обнажённость.

    Св. Лука Ефеский и преп. Серапион Синдонит отдавали неимущим всю свою одежду и не стыдились ходить из-за этого нагими.

    В книге С.А. Иванова "Византийское юродство", М., 1994 на стр. 105-106 приводится следующая притча преп. Симеона Нового Богослова о любви Бога к грешнику: "Один человек служил некоему мятежнику, врагу христианского государя, и много побед одержал над его слугами... и большим почетом пользовался у того узурпатора и его войска. И вот стал он часто и разными путями получать от христианского императора (предложения) перейти на его сторону... Государь принял его... и много часов целовал его и особенно его мокрые от слез глаза. Затем он велел принести венец и одеяния, и обувь, такие же, как носил сам, и своими руками одел во все это своего бывшего врага и соперника, совершенно ничем его не попрекая. Мало того, днем и ночью он радовался ему... обнимал его и целовал губами в губы, и до такой степени любил его, что не расставался с ним даже для сна, спал с ним в одной постели и обнимал на ложе, и укрывал собственным одеялом, и терся лицом обо все его члены".В примечании к данному тексту Иванов пишет: "Нас сейчас интересует богословие Симеона, а не его личность. Тем не менее нельзя не заметить откровенно гомосексуального характера приведенного описания. Такую же направленность имеют и почти все другие эротические метафоры Нового Богослова".
    Преп. Симеон Новий Богослов: "ты не будешь делать различия мужского и женского и не претерпишь от этого никакого вреда… но, встречаясь и общаясь с мужчинами и женщинами и целуя их, ты пребудешь неповрежденным и неподвижным"
    "Праведник, даже приближаясь телом к телам, может остаться святым по духу: ибо вне мира и этих тел не существует возбуждения плотских страстей, но лишь бесстрастие".
    "Если потом ты даже увидишь такого человека безобразничающим и будто бы устремляющимся к срамному действию, - знай, что все это творит мёртвое тело".
    "Если увидишь даже блудодействующим… не присоединяйся к насмехающимся над ним".
    "Подобно тому, как солнце не может запачкать свои лучи, освещая грязь, точно так же душа или разум сподобившегося благодати человека, несущего Бога в себе, не могут загрязниться, даже если его чистейшему телу случится вываляться в грязи, так сказать, человеческих тел, что вообще-то несвойственно благочестивым. Мало того, праведник не повредится в своей вере и не отделится от своего Господа, даже если окажется заперт с тысячами неверных, нечестивых, замаранных и, голый телом, соединится с ними, тоже голыми"
    "О, любовь всевожделенная! Блажен, кто обнял тебя, ибо он уже не возжелает страстно обнять никакую земную красоту. Блажен, кто сплелся с тобою в божественном эросе, ибо он отречется от всего мирского и нисколько не осквернится, приближаясь ко всякому человеку. Блажен поцеловавший твои красоты и насладившийся ими от безграничного вожделения, потому что он душевно освятится от пречисто капающей от тебя воды и крови. Блажен обнявший тебя с вожделением, потому что он изменится духовно добрым изменением и душевно возрадуется… Достоин похвалы следующий за тобою, более достоин похвалы нашедший тебя, еще блаженнее возлюбленный тобою, принятый тобою, пищею, Христом бессмертным, Христом Богом нашим".

    Эротика как элемент естественности в любви ко Христу: "Я искал Его, кого вожделел, кого пламенно возлюбил, прекрасной красотой кого я был ранен, я воспламенялся, я горел весь, сожигался".
    "Было со мной молниевидное бесстрастие… соделывающее во мне невыразимое наслаждение соития и беспредельное вожделение брака, божественного соединения…"
    "Он находится внутри меня, блистая, как молния… весь сплетаемый со мною, лобызает меня всего и всего отдает Себя мне, недостойному, и я наполняюсь Его любовью и красотою, и насыщаюсь наслаждением и божественной сладостью. Причащаюсь света, приобщаюсь и славы, и мое лицо сияет, как моего Вожделенного, и все мои члены становятся светоносными"
    (Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. http://www.krotov.info/history/11/1/simeon_5.htm).
    см. продолжение...
     
    Последнее редактирование: 19 авг 2010
  2.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    продолжение...
    Преп. Иоанн Лествичник: «Совершенная чистота состоит в том, чтобы теми же очами смотреть, как на одушевленные, так и бездушные вещи, как на людей, так и на бессловесных животных. Совершенная чистота есть, когда по совершенном умерщвлении помыслов нечистых и тело вовсе умерщвляется. Велик человек, который при случае прикосновения к чужому телу, не чувствует смущения: более, кто, воззрев на женскую красоту, происходящий от воззрения сего пламень погашает воображением красоты небесной. Кто стремление сладострастное вовсе уничтожиил, тот и в смертной ещё будучи плоти, воскрес из гроба» (Слово 15).
    «Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слёз. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения» (15,59).

    Св. Симеон Христа ради юродивый (житие): «Его спросил однажды наедине Иоанн (которому он во всем открывался): «Отче, что чувствовала плоть твоя, когда ты был в женской бане и при том же среди нагих женщин?» Симеон сказал ему: «поверь мне, брат, что я был среди их, точно как дерево среди дерев, и не ощущал, что имею тело, ниже помышлял, что вошел к телам, но весь ум мой был обращен к созерцанию дел Божественных». Вот какой степени чистоты достиг сей подвижник, что и пребывая с женщинами, остался чистым, как чистый голубь!»

    Преп. Нил, об восьми порочных помыслах, § 2. Помысл о блуде: «Взгляд женский раздражает сладострастного к похоти, а целомудренного побуждает славить Бога. Ежели страсть твоя спокойна при обращении с женщинами, не верь сему ее возвещению бесстрастия: и собака, окруженная народом, изявляет ласки, но вышедши вон, обнаруживает злость свою. Когда воспоминая о женщине, не ощущаешь в себе страстного движения, тогда можешь думать, что достиг пределов целомудрия: а когда образ ея возбуждает в тебе мечты, и стрелы ея проникают твою душу, знай, что ты далек еще от сей добродетели».

    Преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель (Слово 11): «Святой Пафнутий, обретя в пустыне великого Онуфрия, видел там же множество святых отцов: одни ходили обнаженными, другие были лишь препоясаны овечьими шкурами». http://histnet.ru/archives/259/13

    Однако, параллельно с традицией восхваления обнажённости как чистоты, в Православии также явна тенденция прикрываний и стыда за свою нагость:

    Когда св. великомученицу Варвару для большего посрамления водили по городу обнаженной, то святая дева весьма стыдилась и просила Бога покрыть её наготу от взоров нечестивых, что и было исполнено при помощи Ангела.
    На св. мч. Фавсту, когда она стыдилась наготы своей перед мучителями, сошло облако, покрывшее её как одеждой.
    У св. мч. Агнии, по Божию изволению, немедленно выросли столь длинные волосы на голове, что покрыли все её тело. И ещё «явилось столь блистающее сияние, что, по причине сильного блеска, не могли взирать на нее глаза бесстыдных и нечестивых юношей».
    Когда мучители пытались раздеть св. инокиню Епистиму, то все окружавшие её ослепли по одному её слову.

    Интересна и показательная противоречивость толкования Святителя Иоанна Златоуста на слова «И были оба наги и не стыдились» в «Беседе 16 на книгу Бытия», где он с одной стороны восхищается невинностью и святостью, а с другой – пытается измыслить им некое прикрытие их наготы, чем нивелирует свой же предыдущий пафос: ««И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася». Подумай о великом блаженстве (прародителей), как они были выше всего телеснаго, как жили на земле, будто на небе, и, будучи в теле, не терпели нужд телесных: не нуждались ни в крове, ни в доме, ни в одежде, и ни в чем другом подобном. Об этом сообщило нам божественное Писание не просто и не без намерения, но для того, чтобы мы, узнав о такой их безпечальной и безболезненной жизни, и об ангельском, так сказать, состоянии, когда увидим потом, что они всего этого лишились и из великаго обилия ниспали в самую крайнюю бедность, приписывали это их безпечности. Впрочем, надобно выслушать самое чтение. Блаженный Моисей, сказав, что (прародители) «нага беста, и не стыдястася» (так как они не знали, что были наги, потому что их облекала и украшала, лучше всякой одежды, неизреченная слава)...». И далее § 5: «Учиненное ими преступление заповеди сняло (с них) ту чудную и необыкновенную одежду, то есть, (одежду) славы и вышняго благоволения, которою они были облечены, и в то же время возбудило в них чувство наготы, и покрыло их невыразимым стыдом» ( http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z04_1/Z04_1_16.htm).

    Преп. Исаак Сирин производит чувство стыда не от эротизма как такового, а от его извращения: «То естественное движение, которое живет в нас собственно ради чадородия, без присовокупления чего-либо отвне, не может смущать нашего произволения и отвлечь его от чистоты и потревожить целомудрия, потому что Бог не дал природе силы преодолевать доброе произволение, устремляющее к Нему. Но когда возбужден кто или раздражительностью, или похотью, тогда не сила естественная понуждает его выйти из пределов естества и выступить из своих обязанностей, а то, что присовокупляем мы к естеству по своему произволу» (Слова подвижнические. Сл. 77).

    Однако, блаж. Августин производит стыд не от собственной похотливости и даже не от похотливости смотрящих, а от унижения достоинства/свободы духа плотью: «единственная причина этого заключается в том, что во всех прочих случаях органы тела приводятся в движение не самими страстями, а сочувствующей им волей. Произнесший в гневе бранное слово или даже ударивший кого-нибудь не смог бы совершить этого, если бы его воля не привела в движение язык или руку, которыми она движет, когда пожелает, и безо всякого гнева. В то время как над детородными частями тела похоть усвоила себе такие права, что без нее они приходить в движение не могут. Это-то и составляет предмет стыда: человек охотнее снесет присутствие целой толпы, когда несправедливо гневается, чем присутствие хотя бы одного свидетеля при его законном совокуплении с женой» (О граде Божием).

    НАГОТА ЮРОДИВЫХ:
    Пророк Исайя: "Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии" (Ис 20:2-3)

    Святой Василий Блаженный «В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам». Иконы: http://festival.1september.ru/articles/310580/
    http://www.ierei-korenev.ru/arhiv/pic/zoom/vasily4.jpg
    http://www.ierei-korenev.ru/arhiv/pic/zoom/vasily1.jpg

    «Идеальный костюм юpодивого - нагота. Обнажаясь, юpодивый надевает "белые pизы нетленныя жизни". Голое тело больше всего теpпит от зимнего холода и летнего зноя и наглядно свидетельствyет о пpезpении к тленной плоти (отнюдь не слyчайно действие в житиях юpодивых пpотекает большей частью в зимнюю поpy): "Миpа вся кpасная отвеpгл еси, ничтоже на теле своем ношаше от тленных одеяний, наготою телесною Хpистови pаботая ... Яко же от чpева матеpия изыде, тако и в наpоде наг ходя не сpамляяся, мpаза и жжения солнечнаго николи же yклоняяся" (житие Пpокопия Вятского). Hагота -- одна из важнейших пpимет юpодства. Задyмав юpодствовать, человек оголяется. Таков пеpвый шаг на этом попpище Андpея Цаpегpадского. Он взял нож и изpезал свою одеждy, пpедваpительно ее снявши, и говоpил "словеса некая мyтна". Точно так постyпил исихаст Савва Hовый, котоpый начал юpодствовать на Кипpе. Удалившись от спyтников, он, "совлекшись всех одежд телесных, даже до покpывавшего тело хитона ... так является на остpов ... пpоизнося известные слова Иова: "Hаг вышел я из чpева матеpи моей, наг и возвpащyсь тyда". И вот начинает он обходить ... гоpода и села с непокpытой головой, босой и совеpшенно обнаженный, для всех чyжой, лишенный кpова, никомy совеpшенно не известный и не знакомый" (А.М.Панченко. Смех в Древней Руси. http://www.krotov.info/history/17/1/panchenko_01.htm).
    см. продолжение...
     
    Последнее редактирование: 19 авг 2010
  3.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    продолжение...
    «Однако нагота двyсмысленна, ибо нагое тело -- тот же соблазн, та же безнpавственность. Соблазн наготы ощyтим в описании облика Иоанна Большого Колпака, пpозванием Водоносец: "Положив на тело свое кpесты с веpигами железными, а на веpхy главы своея колпак великий и тяжкий носяше, и y pyк своих на пеpстех колца и пеpстни медяные и четки дpовяные носяще, и теpпением своим тело свое сокpyшая, Хpистy pаботая и злыя же темныя дyхи отгоняя, и y тайных yд своих колца медные ношаше". С течением вpемени иконогpафия "пpикpывает" Василия Hагого. Более поздними иконописными подлинниками пpедyсматpивается пpепоясание чpесл: "Hаг, на чpеслах плат, пpижат левой pyкой, пpавая к гpyди". Hагота -- символ дyши. Так ее понимал Савва Hовый, так ее понимали и дpевнеpyсские агиогpафы, котоpые твеpдят, что юpодивый ангельски бесплотен. Hо одновpеменно нагота олицетвоpяет злyю волю, бесовство, гpех. В сpедневековых гpотескных пpедставлекиях дьявол всегда является нагим. Заголяется и шyт, дypак, котоpый, с точки зpения цеpкви, также воплощает в себе бесовскyю стихию. Следовательно, нагота юpодивого опять-таки "двоесмысленна". Этот "костюм" лицедея, как и его постyпки, давал возможность выбоpа, для одних был соблазном, для дpyгих – спасением» (А.М.Панченко. Смех в Древней Руси. http://www.krotov.info/history/17/1/panchenko_01.htm).

    Индусы. Одна из джайнских сект носит название "Дигамбара", что означает "одетые небом", то есть голые. Дигамбары различают несколько степеней аскезы, и только тот, кто в своем рвении достигал высшей, третьей степени, получал право ходить обнаженным и почитался членами общины как святой.

    По ходу не могу не подметить некоторой непоследовательности идеологемы нудизма:
    Тезис: Это естественно, а значит небезобразно. Естественно потому, что никакой эротики тут нет.
    Возражение: Тогда зачем нужен ровный загар? Не из эротико-естетических ли необходимостей? И разве сама эротика не естественна?

    Примечательный случай из уст священника:
    «Один мой духовный сын поехал как-то в Киев отдыхать. Он был обуреваем духом блуда. В первый же день он отправился в Киево-Печерскую Лавру к мощам прп. Моисея, известного своей помощью в преодолении блудной страсти. Приложившись, он отправился на нудистский пляж. Каково же было его удивление, когда он прошел весь пляж и не заметил ничего вокруг себя. Преподобный так помог ему, что он прошел через весь пляж, не увидев ни одного обнаженного тела». Беседа иерея Михаила Михайлова. http://www.agios-nicolos.ru/publish/article_3.html

    Пока не виду поля дискуссии в теме.
    Приглашаю дополнять тему примерами обоих традиций аскетического восприятия наготы.
     
    Последнее редактирование: 18 авг 2010
  4.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.570
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересные цитаты подобрали Вы Гендальф, даже не знал что святые отцы такое говорили.

    Но прежде чем приступить к обсуждению хотелось бы послушать Ваше мнение. Вы к какой традиции себя относите?
     
    Тамара нравится это.
  5.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Обе должны быть в церковной практике, коль скоро мы поделены на мирян и монашествующих. Поэтому я принимаю обе традиции.
    Первая традиция ближе к нам мирнам (т.е. должна быть рекомендована)
    Вторая выработана для монашества. Им она больше подходит.
    П.С.
    В обнажённости, мне кажется, меньше фальши, но больше несправедливости.* В одежде больше фальши, но меньше несправедливости.

    *не у всех хороших людей красивое тело.
     
  6.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.570
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Это что же такое у Вас? Призыв к нудизму?

    Тут позвольте с Вами не согласиться. Сняв с себя всю одежду мы нисколько не приблизимся к тому состоянию в котором находился Адам в раю.

    Из цитат, которые Вы привели ясно видно, что святые, из тех кто без вреда для себя мог наблюдаь обнаженное тело, уже прошли некоторую степень духовного возрастания, уже сподобились безстрастия. Вполне разумно будет предположить. что если бы они наблюдали это обнажения, до тех внутренних душевных изменений, то это созерцание принесло бы им немалый вред.

    Понимаете куда я клоню? Хорошо ложка к обеду. Все должно быть своевременно. И если христианин, еще не стяжавший безстрастие, не будет избегать того что в списке грехов называется нескромными воззрениеми, то будет поступать в высшей степени неразумно.

    Только не придирайтеся с вопросом как же быть с воззрениями в семье. Это другая тема.
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    М.М. Тареев: «Свобода духа необходимую точку опоры может иметь только в свободе плоти. Свобода плоти – в полноте и самобытности плотской жизни, - в полноте её радостей, её страстей, особенно радостей брачных... Плотская жизнь, во всей полноте своего развития, имеет в себе этические основы» («Основы хритианства (Том 4)», § Истина и символы в области духа.) цит. по Н.К. Гаврюшин. Русское богословие. Очерки и портреты. Изд «Глагол», Нижний Новгород, 2005г. стр. 141).
    «Так как Евангелие не может определить плотской жизни, то ей должна быть предоставлена полная свобода». «Для Евангелия – плотская жизнь есть природная жизнь, которая сама по себе ни свята, ни греховна».
    (там же)
    А по поводу "как же быть с воззрениями в семье" с другой точки зрения, см. добавку к теме "Понимание пола в монашестве. Брак или целомудрие?".
     
  8.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Св. прав. Иоанн Кронштадский: « Всѣ члены человѣческаго тѣла, какъ и всѣхъ оду-шевленныхъ тварей, насажденные по разуму и хотѣнiю всеблагаго, премудраго, пречистаго Художника Господа Бога—благопотребны и святы, чисты, неблазненны, необходимы къ бытiю и благобытiю людей и животнцхъ, а также къ украшенiю и великолѣпiю ихъ. Вся добра зѣло, что сотворилъ Господь.
    Вотъ предъ глазами—картина съ нагими, самыми красивыми женщинами въ самыхъ искусительныхъ позахъ . Плоть страстная волнуется, раздражается сладострастiемъ, разжигается похотью. А духовное мудрованiе говоритъ: чего ты глупая, волнуешься? Успокойся: славь Творца при видѣ этой чудной красоты, этой дивной пластики человѣческаго тѣла. Вѣдь тутъ проявились премудрость, благость, красота, величiе Художника-Творца, Который создалъ такое тѣло свято, чисто, благопотребно, неблазненно, нетлѣнно— не для блазненности, а для чистаго, праведнаго, чест-наго, святаго употребленiя, и для прославленiя Творца.
    Вѣдь тѣло женщины—модель художника, для тебя человѣкъ, приготовленная, чтобы по этому художественному, премудрому, прекрасному образцу образовать тебя, блазнящагося своимъ-же, въ существѣ, тѣломъ; -ибо въ такомъ тѣлѣ, какъ въ мастерской художника, выльется или исткется твое же тѣло, мужчины или женщины. Когда я это сказалъ самъ въ себѣ,—всякая похоть пропала. Я сталъ покоенъ и уже нисколько не соблазнялся нагимъ тѣломъ женщины, а славилъ Господа, все премудро создавшаго»
    . Путь к Богу (дневниковые записи). Ч 1. репринт Спасо-Преображенского Мгарского Мф.-ря Полтавской еп. Стр. 363-364. Интернет-ссылка: http://www.hram-v-ohotino.ru/Lib/hrfil/p03.htm
    «Всё, что руки Твои создали, Господи, чисто, прекрасно, благопотребно, неблазненно, удобно къ употребленiю и дѣйствiю, преднамѣренному въ мысляхъ Творца и Зиждителя и Бога, нашего, особенно же—тѣло человѣка—мужчины и женщины, этотъ дивно прекрасный и чистый храмъ Божества... особенно тѣло женщины—эта одушевленная, прекрасная лабораторная храмина, въ которой премудростiю Творца зачинается и созидается истинно предивный, премудрый и прекрасный организмъ человѣческаго тѣла,— храмина, которой всѣ мы обязаны жизнiю и нашимъ тѣлеснымъ храмомъ, въ которымъ живетъ без-смертная, разумная душа наша, долженствующая вѣчно славить своего Творца, дарующаго намъ бытiе разумное и показавшаго намъ мiръ Свой—небо и землю, со всѣмъ что на нихъ есть, къ славѣ Имени Его Святаго; храмина, чрезъ которую мы дѣлаемъ столь много полезнаго, необходимаго и прекраснаго въ общежитiи!». (Там же, стр. 361-362. Интернет-ссылка: http://www.hram-v-ohotino.ru/Lib/hrfil/p03.htm)
     
  9.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Конечно, это не из православия, но отношение к теме имеет прямое.
    Я в студенчестве читал книгу (сейчас не могу ее найти), так там было сказано об отношении индейцев Латинской Америки к одежде их покорителей. Они, когда увидели испанских сеньор в их одеяниях, посчитали их весьма неприличными.
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    отец Генадий
    Оффлайн

    отец Генадий Новичок

    Сообщения:
    34
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Приятно отметить добрую осведомленность и, да-да, позицию Гендальфа, но нужны некоторые поправки.
    - Отношение к самым "срамным"членам человеческого тела должно быть что ни на есть благоговейным и аскетическое сознание свидетельствует об очевидном вреде легкомысленного, грубого, "плохого" отношения к "потаенным удам".
    - Одежда - необходимость поврежденного грехопадением мира. Святые созерцали красоту бесстрастно, а если мужчина, не достигший достаточного уровня святости, будет мило созерцать обнаженную красоту чудных созданий противоположного пола, то ему не избежать проблем с некоторыми инстинктами и страстями (и на душевном, и на телесном уровне).
    - Желаемое и действительное - это разные вещи. Герасиму Иорданскому служил лев, Серафим Саровский кормил медведя. И это здорово! Вот так должно быть! Но если я захочу пообщаться с указанными хищниками на их территории, то они не обязательно будут вести себя также миролюбиво, как с преподобными.
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...