Поклонение мощям святых

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем р.б. Ксения, 10 мар 2011.

  1.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Добрый день!
    Православные и католики считают, что Священное Писание решительно запрещает оказывать кому-либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога
    Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись (Втор.6:13)
    Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам (Ис.42:8)
    Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Матф.4:10)
    Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь (1Тим.1:17)
    но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение верным слугам Бога
    Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7)
    С этим все понятно и ясно- очень правильно и поучительно, но у меня 2 вопроса (основной и второстепенный:bw:):
    1) Основной- мне почему-то кажется что прикладывание к мощам более напоминает именно поклонение, чем почитание?
    [​IMG][​IMG]
    2) Второстепенный- может ли человек, принимающий и согласный с догматическими положениями Православия, но не поклоняющийся мощам святых, все таки считать себя православным?
    Спасибо!
     
  2.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Здравствуйте!
    Хочу извиниться, если я своим вопросом создала нелепую ситуацию:ah:
    Я сделала такой вывод, потому как на вопрос не ответили. И я в растерянности- то ли он неуместен,то ли просто не ответили пока:bn:
    1) намеренно создала вопрос именно в этом разделе, так как действительно хочу разобраться, не язвить, не уколоть, а именно разобраться для себя
    2) намеренно не хотела выносить его на общее обсуждение, т.к. такое обсуждение может перейти именно в осуждение

    Благодаря ссылкам Гендальфа Серого получила полный ответ на мой вопрос, за что ему спасибо!
    Если все таки вопрос имеет место быть, то просила бы священников на него ответить в удобное для них время, а если он не уместен, то удалите тему, пожалуйста!:ax:
     
  3.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Наверное оттого что перед иконой нам легче возвести ум к первообразу, чем перед мощами. На иконе мы видим живого человека, а не его останки. Вообще мы поклоняемся и перед мощами и перед иконами. Только существуют разные виды поклонения. Об этом в нижеприведенной статье

    По поводу второго вопроса, важно знать мотивацию из-за которой этот человек отказывается от поклонения мощам. Почитание мощей закреплено канонами Православной Церкви и если человек от него отказывается, то следовательно, - не может быть православным. Это мое мнение.


    О почитании мощей рекомендую Вам прочесть статью профессора Попова:
    http://azbyka.ru/dictionary/12/pochitanie_svyatyh_moshchey_04-all.shtml

    А различных видах поклонения хорошо говорит /Иоанн Дамаскин:

    О видах поклонения


    Как много в Писании предметов, которым воздается поклонение, и сколь многими способами воздаем поклонение тому, что сотворено Богом?

    Во-первых, поклонение воздается тем, на ком почил Бог, Который один свят и во святых почивает: Святой Богородице и всем святым. Это те, которые по возможности уподобились Богу как потому, что сами к этому стремились, так и потому, что в них пребывал и им содействовал Бог. Их называют даже богами, не по природе, но по благодати, как и раскаленное железо называют огнем не по природе, но по состоянию и по участию в огне. Ибо говорит Писание: "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19, 2). Это прежде всего зависит от произволения. Потом всякому, кто избирает благое. Бог помогает и достичь этого блага. Затем говорит Бог: "Вселюсь в них и буду ходить в них" (2 Кор. 6, 16; Лев. 26, 12). И еще читаем в Писании: "Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3, 16). Потом: "Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь" (Мф. 10, 1). И еще: "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14, 12). Затем: "...Говорит Господь... Я прославлю прославляющих Меня" (1 Цар. 2, 30). И "с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим. 8, 17). И "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд" (Пс. 81, 1). Они - боги не по природе, но как причастники Того, Кто Бог по природе, и достойны поклонения не по природе, но как имеющие в себе самих Того, Кто по природе достоин поклонения; как и раскаленное железо не по природе недоступно для прикосновения и жжет, но как причастное тому, что" жжет по природе. Итак, они достойны поклонения как прославленные Богом, как сделавшиеся, при содействии Бога, страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою не как к богам и благодетелям по природе, но как к слугам и служителям Бога, которые по любви к Нему получили счастливый удел: дерзновение, или свободный доступ к Богу. Итак, поклоняясь им, мы угождаем самому Царю, видящему, что возлюбленный Им слуга служит объектом поклонения не как царь, но как послушный служитель и добрый друг. И приходящие с верой получают просимое, все равно - слуга ли просит Царя, или Царь принимает честь и уважение от того, кто просит чего-либо у его слуги, ибо тот просил во имя Его. Так и те, которые приступали к Иисусу, получали исцеление через апостолов. Так и тень, платки и опоясания апостолов источали исцеления (Деян. 19, 12). Те же, которые, как бунтовщики и изменники, желают, чтобы им поклонялись как богам, недостойны поклонения и заслуживают вечного огня. И те, которые высокомерным и гордым духом не поклоняются слугам Божиим, осуждаются как надменные и кичливые, как нечестиво поступающие в отношении к Богу. Так случилось с детьми, презрительно поносившими Елисея, которых растерзали медведицы (4 Цар. 2, 23-24).

    Второй род - поклонение творениям, через которые и в которых Бог совершил наше спасение до пришествия Господа и после содеянного Им по плоти Домостроительства; например. Синайской горе, Назарету, находившимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу Креста, гвоздям, губке, трости, священному и спасительному копию, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу - источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, масличной горе, овчей купели и блаженному саду Гефсимании. Этому и .подобному воздаю почитание и поклонение, и всякому святому Божию храму, и всякому месту, на котором произносится имя Бога. Не из-за природы их поклоняюсь, но потому, что они есть вместилища Божественной деятельности и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному Божественной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой Божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям, ибо они непричастны Божественной деятельности и Господа Славы - Бога моего распяли на Кресте не с целью доставить мне спасение, но, скорее, по зависти и ненависти к Богу и Благодетелю. "Господи! возлюбил я обитель дома Твоего,- говорит Давид,- и место жилища славы Твоей" (Пс. 25, 8). И "поклонимся подножию ног Его" (Пс. 131, 7). И "поклоняйтесь на святой горе Его" (Пс. 98, 9). Одушевленная святая гора Божия - Святая Богородица; одаренные разумом горы Божии - апостолы. "Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы" (Пс. 113, 4).

    Третий род - поклонение тому, что посвящено Богу: я подразумеваю святые Евангелия и остальные книги... ибо это писано "в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор. 10, 11; Рим. 15, 4). Подразумеваю также и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа гостей пила вино из священных сосудов (Дан. 5, 2; 26-28).

    Четвертый род - тот, когда предметами поклонения служат образы, явившиеся пророкам, ибо они созерцали Бога в образном видении; также - образы будущего, как жезл Ааронов, преображавший таинство Девы, и стамна, и трапеза. А также и Иаков "поклонился на верх жезла своего" (Евр. 11, 21), так как он был образом Спасителя. Изображения же прошедшего существуют для воспоминания: и сама скиния была образом всего мира, ибо Бог говорит Моисею о светильниках: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх. 25, 40). Также о прошедшем напоминали и литые золотые Херувимы, и шитые Херувимы на завесе. Так и мы поклоняемся драгоценному образу Креста, и подобию телесного образа Бога моего, и Той, Которая плотски Его родила, и изображениям всех Его слуг.

    Пятый род - тот, когда, и смиряясь друг перед другом, и исполняя закон любви (Еф. 5, 21; 1 Пет. 2, 17), воздаем поклонение одни другим, как владеющим жребием Божиим и происшедшим по образу Божию.

    ...И просто сказать: поклонение - признак страха, и сильной любви, и чести, и покорности, и смирения; но никому не должно поклоняться, как Богу, кроме одного только Того, Кто - Бог по природе, всем же следует воздавать должное ради Господа (1 Пет. 2, 13).

    ...Да поклонимся и да послужим одному только Создателю и Творцу, как Богу, Который по природе - достоин поклонения! Да поклонимся и Святой Богородице, не как Богу, но как Матери Бога по плоти! Да поклонимся еще и святым, как избранным друзьям Божиим и имеющим к Нему дерзновение! Ибо если часто преходящим, и нечестивым, и грешным царям, и избираемым ими начальникам, а также и изображениям тех люди поклоняются, по божественному изречению апостола: "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям" (Тит. 3, 1), и "...отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13, 7), и "...отдавайте кесарево кесарю,- как говорит Господь,- а Божие Богу" (Мф. 22, 21), то насколько более должно поклоняться Царю царствующих, как Такому, Который один только по природе неограниченно господствует, и рабам Его, и друзьям, царствовавшим над своими страстями и поставленным начальниками всей земли: ибо "Ты поставишь их,- говорит Давид,- князьями по всей земле" (Пс. 44, 17); тем, которые получили власть против демонов и болезней и будут со Христом царствовать в Царстве нетленном и неразрушимом... Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения. СПб., 1893, с. 109-116.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо за ответ! Буду изучать
     
  5.  
    Андрей Т
    Оффлайн

    Андрей Т Новичок

    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Адвентист
    Написано также: един посредник между человеком и Богом- Человек Иисус Христос. Никому и ничему другому Бог не дал права был посредником. Во всём Евангелии вы не найдёте и намёка апостолов на иконы, мощи, поклонения умершим, хоть и святым людям. Напротив, всё там пропитано учением о поклонении только Богу. Ни Господь Иисус, ни апостолы не учили использовать в качестве посредников вещи, мощи, души умерших, а использовали сами только силу Духа Святого. Когда в "Откровении" Иоанн хотел пасть перед Ангелом и поклониться, тот сказал ему: "Не делай этого, ибо я сослужитель тебе". Даже ангелы, меньший из которых выше большего из пророков Иоанна Крестителя, говорят не поклоняться им, а только самому Богу.
     
  6.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    В Ветхом Завете есть такое место когда Бог говорил Моисею,что Он будет с ним говорить между Херувимами изображенными на Ковчеге.И Моисей при этом ,естественно падал ниц и поклонялся Ему.
    С душами умерших "немножко" не тот пример,а вот с остальными вещами и иконами верующие верят,что они беседуют(молятся) именно с тем Богом,который беседовал с Моисеем между Херувимами.
    А доска на которой изображена икона,как была доской,доской и останется.Какой же это посредник?
    Евангелист Лука первый,кто изобразил Деву Марию с Богомладенцем.
     
  7.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Ой.Извините.Это вопрос по моему священнику.Не внимателен.
     
  8.  
    Андрей Т
    Оффлайн

    Андрей Т Новичок

    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Адвентист
    То что Лука писал иконы- это только предание, сам Лука об этом ни написал ни слова, так же как и том что изображение Марии и сама Мария получила от Бога право быть посредником. Может он как художник и написал просто портреты, по просьбе людей, чтоб они увидели лица Господа и Марии, а люди уже сделали из них иконы для поклонения. Сам Лука, повторяю этому не учил. Как в Евангелии, так и в Деяниях никакого намёка. А сатана тоже не спит, и он всегда вмешивается, и от него много ложных преданий, как и ложных чудес.
     
  9.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Очень полезно задуматься: неужели до Вас никто не задавал этих вопросов? А если задавали, не поискать ли уже данных ответов?
    Советую почитать этот блокнот:
    http://apologiya.orthodoxy.ru/si/rubsky.htm#q10
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    То,что уже в Апостольские времена начались ереси и секты,узнаём из Нового Завета.И Церковь была вынуждена писать письмена для поучения и наставления.Они же нас и научают держаться преданий и писаний.
    Как правильно объяснить тот факт,что предание это и есть сама Церковь,носителем его?Что предание является определяющим в нашей вере?А писания следствие от предания,их рождает Церковь?Та Церковь,с которой будет Христос до скончания века?
     
  11.  
    Елена-Жасмин
    Оффлайн

    Елена-Жасмин Активный пользователь

    Сообщения:
    103
    Симпатии:
    105
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вообщето поклонение мощам не делает человека православным, также как и не поклонение мощам не отлучает от православия...Вы вправе желать или не желать...Кстати ходя в храм на слжбы и участвуя в церковных таинствах и поклоняясь и благоговея пред престолом Божиим вы так же поклоняетесь и мощам находящимся в нем...В основание церковного престола всегда вложены антиминс и частички мощей святых...

    Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор.6:20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор.6:19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников...В деяниях Седьмого Вселенского Собора читаем: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых – многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает. Потому дерзнувшие отвергать мощи мученика: если епископы – да будут извергнуты, если монахи и миряне – лишены общения». В Правиле 7 того же Вселенского Собора говорится: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. С этих пор и введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы.Почитая святые мощи, православные верующие верят не в «мощь», не в «могущество» или силу самих по себеостанков святых, а в молитвенное предстояние святых, мощи которых, находясь пред нашим взором, возбуждают в сердцах чувство близости к самим угодникам Божьим, которые жили когда-то в этих телах....
    Более подробно о мощах святых прочитать можно тут:
    Мощи святых
    О почитании Святых мощей – Журнал Московской Патриархии
     
Загрузка...