Поясные и земные поклоны иконам

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем Лена Леви, 15 авг 2010.

  1.  
    Лена Леви
    Оффлайн

    Лена Леви Новичок

    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Здравствуйте, батюшка.
    У меня возник вопрос: перед какими иконами нужно совершать поясной поклон, а перед какими - земной?
     
  2.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.570
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    вообще такого разделения икон нет. Обычно перед иконами совершаят именно поясные поклоны. Земные поклоны совершаются же по особому случаю, скажем перед какой-то святыней (как например перед мощами преподобного Сергия в Троице-Сергиевой-Лавре) или в определенные моменты великопостного богослужения.

    Не раз наблюдал, как верующие совершая земной поклон, как бы подчеркивали этим свою особую церковность. Думаю, это не то качество, которым нужно выделяться. Вообще в храме не нужно выделяться. Диакон возгласи - "Преклоньше колена Господу помолимся!" - и все встают на колени. Выделяться нужно в других местах и другими средствами.

    Еще сейчас некоторые любят становиться на колени вовремя Херувимской или во ввремя Евхаристического канона, так это вообще никчему. Особенно в воскресный день, когда земные поклоны и коленопреклонения и вовсе запрещены.
     
    Тамара нравится это.
  3.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.570
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот что пишет о поклонах православие .ру

    Нужно сразу заменить, что все эти правила мало где соблюдаются в поном объеме.



    О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ


    Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

    Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

    Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

    О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

    В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

    Креститься без поклонов следует:
    В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
    В начале пения или чтения «Верую».
    На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
    В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
    Креститься с поясным поклоном следует:
    При входе в храм и при выходе из него — три раза.
    При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
    При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
    При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
    При словах «Честнейшую Херувим...».
    При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
    Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
    Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
    При окончании пения или чтения каждой стихиры.
    На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.
    Креститься с земным поклоном следует:
    В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
    В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
    На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
    По окончании пения «Тебе поем...».
    После «Достойно есть...» или задостойника.
    При возгласе «Святая святым».
    При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
    При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно...».
    В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
    В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
    В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
    Поясной поклон без крестного знамения кладется:
    При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
    При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
    Не допускаются земные поклоны:
    В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
    При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Лена Леви
    Оффлайн

    Лена Леви Новичок

    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо Вам за такой подробный ответ, батюшка.
     
  5.  
    отец Генадий
    Оффлайн

    отец Генадий Новичок

    Сообщения:
    34
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Древность не знала понятия "поясной поклон".
    Верующим было известно "преклонение главы" и, собственно "поклон". И под поклоном понималось только "ниц метание", т. е. известный нам земной поклон.
    Интересно, что на шестопсалмии по уставу не положены поклоны (имеется ввиду земные, чтоб не создавать шума, шороха), но это не воспрещает преклонения главы, пусть даже с поясным преклонением.
     
  6.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.570
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот спасибо, батюшка, а я то и не знал. Помню еще в семинарии многие на шестопсалмии крестились, но не кланялись и это считалось проялением в высшей степени осведомленности:ap:.

    Значит будем кланяться.
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Petr.Kudinov
    Оффлайн

    Petr.Kudinov Активный пользователь

    Сообщения:
    166
    Симпатии:
    45
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    ***модераторское***
    Этот раздел для ответов священников.
     
    Последнее редактирование модератором: 17 июн 2015
    иерей Леонид Глебец нравится это.
Загрузка...