Очень хочется узнать мнение форумчан об этом отзыве: Анна Котляр Новый год в Дивеево Дневник паломника Встретить Новый год вдали от семьи - идея отчаянная. Знакомые кричали со всех сторон: «Ты не боишься оставить мужа в такой праздник?!» В смысле - одного. Без моего присмотра. Другие заботились о ребёнке. Третьи боялись оставлять мужа с ребёнком. Ребёнка - с мужем. Даже мама брала благословение для меня у не известного мне батюшки. Он сказал, что если уехать на Новый год из семьи, то случится что-то страшное со всеми. Кто просил брать такие благословения? Я испугалась. Подумала. Решила - ехать. Не обращать внимания на запугивания. Нормальные искушения. Кто-то же должен в семье молиться? Я хочу подготовиться к Рождеству. 28 декабря Мы отслужили молебен о путешествующих. Всякие тревоги ушли - я поступаю правильно. Заняли места. Автобус большой, но неудобный. За мной сидит мужчина высокого роста. Длинные ноги упираются в моё сидение. Он очень просил не откидывать спинку. Когда мне хочется пороптать на неудобства, думаю, что ему хуже. Даже пошевелиться не может. И мне становится легче. 29 декабря Мы уже в России. Берёзки. Автобус дребезжит стёклами. Раньше люди пешком к святыням ходили, а я на стёкла жалуюсь. Это хорошо, что именно такой автобус. Значит, это настоящее паломничество, а не комфортабельное путешествие. На работе шеф спросил: - Куда вы едете на праздники? - Дивеево, Оптина пустынь... Шамордино... - не хочу отвечать, но приходится. - А что это?! - не понимает директор. - Монастыри. - А-а-а... Я думал, вы на лыжах кататься едете! ...Уже утро. Скоро мы прибудем в первый храм по нашему маршруту. Дорога длинная, тянется и тянется. Странно, что не затекают ноги. Я - паломник последних времён. В селе Нижние Прыски уже 300 лет стоит церковь Преображения Господня. Пол каменный, старинная кладка. Сохранился через века. Когда подъезжаешь - справа видна Оптина пустынь. Сфотографировать через грязное стекло не удалось, обидно. Для православного человека встреча со святыней - счастье. К нам выходит настоятель храма, протоиерей Леонтий Никифоров. Когда-то ещё молодой отец Леонтий, получив назначение в село Нижние Прыски, и не подозревал, что оно находится в трёх километрах от столь почитаемой им Оптиной пустыни. Как рассказывают свидетели событий, когда батюшке сказали об этом, он, как говорится, не доел, не допил - вскочил и побежал. Когда перед ним предстала порушенная святыня, встал на колени на берегу Жиздры и заплакал. Отец Леонтий служит здесь больше сорока лет. - Миленькие, родненькие! Берегите жизнь! Крепко цените её, жизнь временная - это дар Божий. Мы все умрём. Цель нашей временной жизни - прославить Бога здесь, на земле. И тогда Господь прославит вас, миленькие... Я верю каждому его слову. Мы действительно для него родные и любимые. Тоже хочу любить людей. Не получается. - Читайте Священное Писание... В нём - всё. Прославляйте Господа! Пусть люди, пообщавшись с вами, говорят - какой хороший человек! Любите друг друга, миленькие... У нас, у каждого, есть нервная система. Родненькие, не надо ей пользоваться! Этот храм не закроют никогда. С нами едут два священника - отец Евгений и отец Валерий. Отцу Евгению лет тридцать. Я очень плохо угадываю возраст. Зато могу легко представить его маленьким. Младшего школьного возраста. Забыл паспорт дома. Так растерянно это обнаружил. У отца Валерия такое лицо, как будто я его знаю. Шутки у него простые. Говорит, выделяя букву «о». Но говорит красиво - просто, благозвучно. По-доброму. Мне нравится его слушать. Шутит, но только о себе. Вечер. Шамордино. Послушание - кухня. Юные матушки отдают нам распоряжения. Еда вкуснючая! Мы ели через «не могу». Даже когда все ушли и послушницы уже мыли тарелки. Перловый суп, варенье из тыквы, монастырские соления, обычная пшённая каша - ммм!.. Руководитель группы объясняет, что вся монастырская еда не только вкусная, но и полезная. Оттого, что готовят с благословением и молитвой. И всегда идёт впрок. В храме в честь Казанской иконы Божией Матери - вышитые иконы. Мне много о них рассказывали. Расшивает их камнями и бисером почти слепая матушка. Она сама не знает, как это получается. Как жаль, что эти иконы нельзя было фотографировать. Камикадзе-паломники пошли ночью к источнику купаться. Темно, холодно, скользко... Буду спать. Завтра - ранний подъём. 30 декабря Шесть утра - едем в Калугу. К мощам преподобного Тихона, Калужского чудотворца. У каждого человека есть особо любимые святые, которым молиться легко. Знаешь, что тебя услышат. Окунаться не хочется, холодно. И хочется - это для меня особенный источник. Вода в купальне - четыре или шесть градусов. На улице - минус пять. Окунаюсь. По слабости - один раз, не три. Хорошо. Батюшка Тихон делает мне подарок - только здесь я нашла икону своей святой - Анны Кашинской. Мой день рождения и день её прославления - один. Моего сына зовут, как и одного из её сыновей. Совпадения? Думаю, она молится обо мне. Вкусный монастырский чай... Душистый. Набираю в термос - буду пить в автобусе. У нас строгий график, задерживаться нельзя. Малоярославец. Открывают источник святителя Николая Чудотворца. Опять купаюсь. Не холодно. Хорошо. В автобусе шутят - сколько раз за день окунаться будешь? Пафнутьево-Боровский монастырь. Заходим в храм. Служат акафист преподобному Серафиму Саровскому. Как раз заканчивают - преподобный устроил так, чтобы мы приложились к иконе и ехали дальше. К нему в гости. Ещё раз убеждаюсь, что смерти нет. Батюшка Серафим здесь, рядом. Ждёт нас в Дивеево. 31 декабря Дома сегодня накрошат оливье, накроют стол. А мы встанем засветло, по киевскому времени в половине четвёртого утра. И отправимся в путь: Владимир, Боголюбово, Муром, Дивеево. Владимир. Успенский собор. XII век. Фрески Андрея Рублёва. В своё время Екатерине II они показались неказистыми. Императрица велела их снять. Но всё же на потолке храма видны росписи преподобного Андрея. Здесь покоятся мощи Андрея Боголюбского и его сына Глеба. Когда в 1410 году татары хотели вскрыть гроб с мощами, из него вышел столб огня. Нас встретил настоятель храма, протоиерей Сергий. О соборе он может рассказывать часами. Это его вера, его дом, он вырос здесь. Дед отца Сергия был епископом и спас храм от разрушения. Здесь также покоятся мощи святого благоверного князя Георгия Всеволодовича и частица мощей Александра Невского. Князю Георгию, племяннику Андрея Боголюбского, отсекли голову. При захоронении останков Георгия Всеволодовича во владимирском Успенском соборе с мощами произошло чудо - голова благоверного князя приросла к шее. Дивен Бог во святых Своих. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Отец Сергий получил исцеление перед ней. Таких свидетельств врачевания очень много. Боголюбский монастырь. Здесь убили князя Андрея Боголюбского. Те, кому он делал добро. В монастырском храме многие фрески чудесно проявились, хотя большевики их старательно уничтожали известью. В Муром мы попали слишком поздно - большая группа, тратим много времени на остановках. Служба уже окончилась, сёстры закрывали храм. Мы приложились к мощам князя Петра и княгини Февронии. Их жизнь похожа на сказку, удивительная, полная чуда. Упокоились они, приняв иноческий постриг. Князь - в мужском монастыре, княгиня - в женском. Сделали себе двойной гроб, чтобы по смерти быть вместе. Братия мужского монастыря воспротивилась этому, забрав тело князя в свою обитель. А утром мощи инока и инокини были рядом. Так происходило несколько раз. Так их и оставили покоиться вместе - Петра и Февронию, в иночестве - Давида и Евфросинию. Новый год мы встретили в автобусе. 1 января Дивеево. ...У батюшки Серафима новые лапти. Старые уже сносились? Нам открыли мощи преподобного. Многие плачут от радости. Ощущение родства, любви. Мороз пробирает крепко. С утра почти минус тридцать... Захожу в магазинчик: «У вас есть какой-то крем от мороза?» Продавщица очень развеселилась. Чтобы как-то утешить меня, говорит: «Не переживайте, сейчас солнышко выйдет, и потеплеет!» Теперь и мне смешно. Вечером ходили по канавке с отцом Евгением. Сама Богородица велела Серафиму Саровскому сделать её. Преподобный говорил: «Канавка эта до небес высока! И как антихрист придёт, везде пройдёт, а канавки этой не перескочит!» И канавка не даст ему осквернить четвёртый земной удел Богородицы. А в это время отец Валерий сорок минут честно ждал нас на морозе. Чтобы уговорить пройти канавку ещё раз, но вместе с сёстрами-монахинями. Уговорил. После всего выяснилось, что батюшка желает окунуться в источник. Тот самый, где чудесно обрелась Казанская икона Божией Матери. Которая хранит и оберегает нашу Русь. Окунаться при минус двадцати пяти градусах мне не хочется. Мы идём в гостиницу за полотенцами. Дезертирую. 2 января Потеплело - минус пятнадцать! Причастие в Дивеево. Трапеза. Источник Серафима Саровского. Купальни аккуратные, срубы. На два человека - больше не войти. Перила, ведущие в воду, заледенели, и мне страшно. Поэтому я не иду глубоко. Купаюсь по пояс. Хотя вода не кажется холодной, просто я слабачка. Владычный женский монастырь города Серпухова. Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». У этого образа есть своя «специализация» - перед ним молятся о пьяницах, наркоманах. Хотя, думаю, Матери Божией можно и просто - молиться. Здесь покоятся под спудом мощи преподобного Варлаама Серпуховского. А мне, по слабости духа, особенно запомнились булочки из монастырской пекарни... Опять автобус. Ночуем в Шамордино.
4 января Оптина пустынь... Здесь даже воздух другой, молитвенный. Когда большевики разрушали храмы, в одном из них сделали хлев. В большие праздники коровы (их держали в алтаре) сходили с ума. Не выдерживали благодати. Зато трактора стояли смирно. Братия здесь необыкновенная. Такое ощущение, что они видят тебя, как рентген. В 1993 году на Пасху здесь было совершено ритуальное убийство. Убийца подошёл сзади к инокам-звонарям Трофиму и Ферапонту. Кинжалом с тремя шестёрками он заколол их. Быстро пошёл прочь по дорожке, где встретил иеромонаха Василия. Убийца сделал шаг вперёд, развернулся и ударил его ножом в спину. Так, на Пасху, в день Воскресения Господня, день победы над смертью, в храме стояли три гроба. Те, кто был тогда в Оптиной, свидетельствуют - горя не было. Была радость. Нам это трудно понять, но я же знаю, что жизнь души вечна. Общавшиеся с мучениками перед смертью, читавшие дневники уверены - убиенные предчувствовали скорый конец земной жизни. Так Оптина обрела новых святых - новомучеников Василия, Трофима, Ферапонта. Николо-Одринский женский монастырь. Здесь мы будем ночевать. Постелим прямо в храме и уснём. Больше негде - обитель только восстанавливается. Это сложно, ведь работают одни сёстры. Когда то два брата нашли в этих местах, на берегу реки Одринки, образ Николая Чудотворца. Было решено построить здесь часовню святому. С тех пор, временами приходя в упадок, здесь стоит монастырь. Сейчас - женский. Матушка Мариам, игуменья, сделала его по-особенному домашним. Я сплю перед чудотворным образом Божией Матери «Споручница грешных». Ночью темно, только лампадка освещает глаза Богородицы. Как будто Она стоит над колыбелькой. И молится обо мне. Мама... 5 января Мы едем домой. Я очень соскучилась. Но Новый год я провела правильно.
Автор - светлая душа. Моё первое путешествие по святым местам проходило по этому же маршруту. Было это давно, но ощущения те же.
Понятно. Тогда вот вам мой отзыв, опубликованный на одном из профильных форумов: "Прочитал на сайте отзыв духовно нездоровой женщины о поездке в Дивеево: - был шокирован. Это ж надо - бросить мужа и ребёнка в семейный праздник Новый год и поехать в паломничество, да ещё с дикой формулировкой - "Кто-то же должен в семье молиться?" Действительно, не дело нам, великим молитвенникам с погибшими праздновать. Чего ж мужа-то не взяла с ребятёнком? Что б праздник не испортили? Правильно её неизвестный батюшка не благословил - нечего без мужа разъезжать. Жаль мнение мужа, так похоже никто и не спросил. С шефом тоже некрасиво вышло - нехотя так призналась, что по святым местам едет. Стесняется. На работе мы не то что бы очень верующие. Но миссионерский призыв апостола Павла оставим в храме. Очень понравилось - "Я поступаю правильно". Напомнило - "Я - коммунист!" Очередной пассаж - "Автобус большой, но неудобный" - типа я терплю и не ропщу, но вы, дорогие читатели, знайте, что мне пришлось не сладко, и я всё выдержала - перечеркивает этот подвиг. О-ох, лучше б поехала с шефом на лыжах... "Я - паломник последних времён" - апокалиптическим мессианством приятно потянуло. "Этот храм не закроют никогда" - и дар пророчества в поездке открылся. "У каждого человека есть особо любимые святые"," которым молиться легко. Знаешь, что тебя услышат" Первая часть фразы не вызывает сомнений. Это общеизвестный факт. Вторая убила наповал. Вот оно что - они любимые потому, что им молиться легко, и есть гарантия, что тебя услышат и выдадут требуемое по молитвенному запросу! А остальные святые - нелюбимые, им тяжело молиться и ничего от них не получаешь. А те дают. Потому они и любимые. А вовсе не потому что мы глубоко чтим их подвиги перед Христом-Богом. "Окунаться не хочется, холодно. И хочется" - надо как-то определиться в жизни, чего хочется. "По слабости - один раз, не три. Хорошо." - да ничего хорошего на самом деле. "преподобный устроил так, чтобы мы приложились к иконе" - это обычно руководители группы устраивают. Ничего сложного. Или он у вас тоже был преподобный? "Ещё раз убеждаюсь, что смерти нет" - простите, а вы с какой секты? А то у нас православных даже Христос умирал. "Дома сегодня накрошат оливье... А мы ... отправимся в путь... Муром, Дивеево." Сегодня там, дома, плохие сделают вот так, а мы, правильные христиане, презрев любовь к ближнему, взыскуем любовь горнюю. "У батюшки Серафима новые лапти. Старые уже сносились?" - - даже комментировать боязно. "чудесно обрелась Казанская икона Божией Матери. Которая хранит и оберегает нашу Русь" - нашу Русь хранят Вооружённые Силы, Пресвятая Богородица, наш великий народ и Сам Господь Бог, а вовсе не Казанская икона, обретённая в Дивеево. А вот сейчас - внимание, держитесь за что-нибудь! - "В большие праздники коровы сходили с ума. Не выдерживали благодати." - Просто жесть!!! В тему - http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=25534 А если серьёзно, то эта глупость граничит с ересью - по православному учению благодать даруется человеку, а не коровам, и действует исключительно для его спасения, а не для вызова энцефалопатии КРС. "Зато трактора стояли смирно" - не заводились чтоли? "Братия здесь необыкновенная. Такое ощущение, что они видят тебя, как рентген" - надо срочно вводить новый маршрут - "в Оптину за оздоровлением духовным и физическим. Необлучающая братская рентгеноскопия." "Я очень соскучилась. Но Новый год я провела правильно." - проявление семейных чувств - уже прогресс. А вот вывод не явно соответствует тезисам: Цель поездки была заявлена так: "Кто-то же должен в семье молиться?" - и в общем-то это правильная цель паломничества - богомолье. Но вот только в самом начале рассказа был упомянут молебен на дорогу. Больше о молитве не было ни слова. И последнее наблюдение - самое часто встречающееся слово в отзыве - Я."
Семен устроил серьезный разор полетов. И я, в принципе, согласна со всеми выводами. Единственное, что хотелось бы уточнить - может эта дама просто слова в предложения складывать не умеет или ересь по незнанию пишет??? Мне лично, этот отзыв напомнил себя. Мне совсем недавно батюшка сказал, что я позиционирую себя как верующую православную, в церковь вот хожу, а муж не ходит... вот мол, какая я "правильная", а это уже признак огромной гордыни, возвышения над своими близкими! Стало стыдно, но понятно. Может быть кто-нибудь прояснит смысл фразы: Ну не просто же так она написала?!?! Коровы, тракторы и вывод о молитве любимому святому - порадовали.:bm: Да и с реализацией цели поездки что-то не вышло. Сложилось впечатление, что женщина съездила для себя!!!
Эта женщина просто неофит, она с головой окунулась в новый мир. Я знаю по себе и другим начинающим, что в такой момент когда ты обрел Христа, Церковь, смысл жизни, новые знакомства, новые слова, жития святых и.т.д. то самые близкие люди остаются на заднем плане. Хочется подвигов, монастырей, святынь, крестных ходов, потому что дома кажется ничего стоящего нет. Я только со временем поняла что мое спасение, мое служение Богу на том месте где Он меня поставил, в моей семье. И я таких "паломников" много видела, теперь они с улыбкой вспоминают себя прежних, свои поездки и свою ревность.
Да, Наталья, на неофитство можно многое списать. Но все же, как мать, я не могу понять такого "подвига" - оставить ребенка дома! А что Вы думаете о коровах и лаптях??
На мой взгляд, неофитство почти не бывает трезвым, как и влюблённость. Докапываться к этой женщине не вижу резону. Пройдёт пару лет и она сама сможет покритиковать свой пассаж. Многие её высказывания - повторение слышанных слов, в т.ч. и про трактора и коров.
Если б сей опус не был размещён на десятке украинских православных ресурсов, я бы и не дёрнулся её трогать. Иначе получилась бы пропаганда глупости православных. Неофитство неофитством, но пардон, при входе в церковь снимают шапку, а не голову. Какая-то критичность должна быть или всё за горе-гидом повторять?
После комментария Гендальфа мне нечего больше сказать. Единственное скажу люди всегда совершали и будут совершать неправильные, а порой и безумные поступки в начали своего пути воцерковления, пока не протрезвеют от нахлынувшей на них впервые в жизни, по милости Божьей, благодати. А то похоже на партсобрание. "Товарищи посмотрите на гражданку паломницу, ай-ай-ай как она до такого докатилась? Мы трезвые христиане просто обязаны ее осудить, для ее же и всеобщего блага! Ура товарищи!." Еще бы несколько лет назад я бы тоже оказалась на вашей скамье подсудимых. Я сей час понимаю что была мягко говоря неправа, но по-другому просто бы не получилось, как и не получалось и не получается у моих знакомых и друзей новичков.
На мой взгляд, одно из лучших определений неофита. Выдал его вчера один знакомый священник, большой умница, сосланный епархиальным архиереем за шибкий ум в район: "Неофит, в моем понимании - это такой религиозный энтузиаст из новообращенных. Искренне считает, что все, что написано в продающихся в храме брошюрках - истина, а все, что сказал с амвона Сам Батюшка - истина в последней инстанции. Считает, что стоит рассказать пьющему соседу о Христе - и он тотчас же воспоет "Алилуия!" и покается. Неофит - это "бешеная собака" (в хорошем смысле), которой хочет "покусать" (одарить своей радостью от новоприобретенного Смысла Жизни)как можно больше народу. Это тот, чье розовое очко еще не разбито суровой правдой жизни".
Ох вы женщину и раскритиковали - в хлам!:bg: Просто человек, видно, не писатель. Странно, да? Мы же все тут с полуслова понимаем друг-друга и очень четко выражаемся? Я например-совсем нет. Но мне вы прощаете же? Просто женщина недавно воцерквилась. А муж, может, наотрез отказался ехать и ребёнка не пустил. Кстати о его воле-ни слова. Может он и доволен был. Может быть сто "может". ...Вспомнилось, я думала в младшей школе, что учителя даже в туалет не зодят:ah: Поначалу священники кажутся непогрешимыми. Со временем растешь...
Честно, не совсем понимаю предмет разговора, что нужно сделать? критически разобрать ее дневник? Так на то он и дневник, что бы писать то , что думалось именно в этот момент. Какой смысл это обмывать. Мне понравилось ее честность, что думала и чувствовала , то и написала. Обсудим то , что православный так чувствовать не должен? Так это не та тема. Ну поднимем тему : "окультизм", или " неофитство", или "глупость" Для чего человека просто так обсуждать. Может лучше без личностей.
После такой критики автор дневника в будущем уже и не дерзнет ничего писать, ничем делиться. Не помогли ни любовью, ни добрым советом. Может быть большинство зарегистрированных пользователей форума и не пишут ничего, видя подобную критику в адрес ближнего, в адрес женщины.
Чем делиться-то? Вычурной глупостью, выложенной в крупнейшем украинском православном интернет-журнале? Тогда - Слава Богу! Хотя, к сожалению, автор критику не прочёл.