ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТВОРЕНИЯ АВВЫ ЕВАГРИЯ АСКЕТИЧЕСКИЕ И БОГОСЛОВСКИЕ ТРАКТАТЫ В истории всего христианского богословия трудно найти одновременно столь великую и неоднозначную личность, как Ориген. В греческой рукописи сохранилась пометка богослова Георгия Схолария (1-ый константинопольский патриарх Геннадий II под турецким владычеством), свидетельствующая, что "там, где Ориген хорош, нет никого лучше его, а там, где он плох, нет никого хуже его". Св. Григорий Богослов: "Ориген есть точильный камень всех нас", но с другой стороны, "он - источник дурных учений". Ориген блестяще защищал христианство от язычников, удивительно истолковывал Священное Писание и написал прекрасное увещание к мученичеству, однако в то же время он был «отцом арианства» и, что хуже всего, учил, будто адский огонь, пожирающий грешников, - не вечен. Ориген родился ок. 185 г. В александрийской христианской семье. В 202 г. Во время гонений Септимия Севера его отец, Леонид, принял мученическую кончину, за которой последовала конфискация имущества, и юный Ориген был вынужден содержать осиротевшую семью. В 18 лет Ориген возглавил александрийское «огласительное училище» и слава его скоро перешагнула границы Александрии и Египта. Влиятельная Мамея, мать императора Александра Севера, «сочла за счастье встретиться с Оригеном – слава его разнеслась повсюду и дошла до её слуха – и ознакомиться с его проникновением в смысл Священного Писания». Также и правитель Аравии посылает за Оригеном, чтобы насладить беседой с мудрым мужем. Глубокие знания Оригена и дар слова побуждают многих язычников и еретиков обращаться в христианство. Он имел большой авторитет и среди многих церковных иерархов. Фирмилиан, епископ Кесарии Каппадокийской, «так высоко ставил Оригена, что иногда, церковной пользы ради, приглашал его к себе, в свою область, а иногда сам отправлялся к нему в Иудею и проводил в ним некоторое время, совершенствуясь в вопросах богословских. И Александр, епископ Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему, и как учителю единственному уступали ему толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения. Оригена Приглашали на ряд поместных соборов, где он в присутствии клира и мирян защищал церковное вероучение, выступая в качестве «главного адвоката Православия». Одним словом, «Ориген умел дать всякому сообразно степени его развития пищу, умел насаждать веру во Христа как в сердцах простых – простотою, так в умах просвещённых – высотою и глубиною своего учительского слова, и, значит, владел одною из самых важнейших способностей церковного учителя – способностью быть всем вся». В 250 г. Декий начал жестокие гонения на христиан. По словам Евсевия, «что и сколько пережил Ориген в это гонение и какой был этому конец, когда злобный демон выстроил против этого человека всё своё воинство и накинулся на него всеми силами и средствами – больше, чем на всех, с кем он вёл тогда войну; что и сколько выдержал за веру Христову этот человек: оковы, телесные муки, истязания железом, тюремное подземелье, многодневное сидение с растянутыми до четвёртой дыры ногами, угрозу сожжения и вообще что только не делали с ним враги – всё это он мужественно вынес». В 253/254 г. Ориген скончался, своим исповедничеством еще раз подтвердив и засвидетельствовав истину христианского вероучения, за которую он боролся всю жизнь. Он создал огромное количество произведений (около 6000), но значительная часть схолий, комментариев, гомилий и трактатов Оригена не дошла до нас. Однако сохранившийся остаток его сочинений почти равняется всему тому, что до него было написано в совокупности всеми отцами и учителями восточной Церкви, или, по крайней мере, равняется тому, что сохранилось из их сочинений до нашего времени. Ориген был, по-видимому, первым среди христианских писателей библеистом; будучи выдающимся филологом своего времени, он пытался восстановить подлинный текст Ветхого Завета. Экзегетические творения Оригена, составляющие наиважнейшую часть его литературного наследия, показывают, что он был преимущественно толкователем Священного Писания. Его стиль толкования подвергался определённой критике и в древности, и в новое время – игнорирование им буквального смысла текста, крайний «аллегоризм», однако эта критика справедлива лишь отчасти, и Оригена можно назвать одним из основателей всей последующей святоотеческой экзегезы, поскольку он задал её основной тон: поиск духовного смысла Писания, при соответствующем внимании и к его «букве». Ориген был богословом в истинном смысле этого слова, поскольку всё его богословие основывалось на «опытном познании божественных вещей». Евсевий свидетельствует, что Ориген «много лет жил… такой жизнью философа, отбрасывая всё, что питает юношеские страсти; в течение целого дня нёс он тяжкий труд своей аскезы: большую часть ночи посвящал занятиям Священным Писанием, упражнял себя в посте, спал на голой земле. Всего важнее считал он соблюдение евангельских слов Христа: не иметь ни двух хитонов, ни обуви и не изводиться заботами о будущем». Для понимания причин церковного осуждения Оригена необходимо обратиться к некоторым особенностям его учения, а также к тому, каким образом оно было воспринято его современниками и потомками. В своём богословствовании Ориген часто ставил такие вопросы, которые церковный разум его эпохи решить не мог. Его пытливый ум имел чрезмерное дерзновение при исследовании Божественных тайн, что повлекло за собой некоторые ошибочные богословские построения, особенно в области эсхатологии. Однако «как везде, так и особенно в области эсхатологии, заблуждения Оригена нетто, что заблуждения еретические, которые обыкновенно выдаются и упорно отстаиваются еретиками как несомненные догматы, равные догматам, утверждённым авторитетом Церкви; это опять не более, как простые предположения, гадания, домыслы, летучие думы философа, от которых он готов даже отказаться всякий раз, когда бы было доказано ему, что эти думы противны смыслу церковного учения». Ориген ясно осознавал, что богооткровенные и неизменные истины христианства раскрывались человеческому уму постепенно, что деятельность Церкви «представляет собой своего рода внутреннюю, непрерывную диалектическую работу, клонящуюся, при желании оградить истины веры от всякого рода заблуждений, к более и более точному разъяснению и определению их для более прочного утверждения в сознании верующих». Он понимал, что в его эпоху процесс раскрытия истин веры, возведения их на уровень догматов находился ещё в самом своём начале. Ориген писал: «Мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов через порядок преемства, и пребывающее в церквах даже доселе: только той истине должно веровать, которая ни в чём не отступает от церковного и апостольского предания. При этом должно знать и то, что святые апостолы, проповедуя веру Христову, о некоторых предметах, именно то, что они признали необходимым, весьма ясно раскрыли для всех, даже для тех, которые казались сравнительно менее деятельными в изыскании божественного знания; причём основание своего учения в данном случае они предоставили находить только тем, которые могли заслужить высшие дары Духа, и особенно тех, которые сподобились получить от Самого Святого Духа благодать слова, премудрости и разума. О других же предметах апостолы только сказали, что они есть, но – как и почему? Умолчали, - конечно, в тех видах, чтобы могли иметь упражнение и показать, таким образом, плод своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа их преемников, т. е. из них, которые сделаются достойными и способными к восприятию истины». Такие великие отцы Церкви, как свв. Василий Великий и Григорий Богослов, в молодости являлись большими почитателями Оригена и создали «Добротолюбие» - сборник выдержек из трудов Оригена. Богословие св. Григория Нисского насквозь пронизано идеями Оригена.
Об Оригене хорошо пишет о.Кураев в своей книге "Раннее христианство и переселение душ". Где он довольно таки подробно, описывает как его учение, так и его жизнь. При этом интересно именно его отношение к Оригену, где он на основании того, что в основном все его лжеучения сосредоточены в книге "О началах", предполагает что она обращена была к языческой аудитории, которую составляло его ближайшее окружение того времени. В виду этого, в ней встречаются высказывания, которые будучи распространяемы среди верующих имеют несколько отличное значение от того, которое там подразумевалось. Можно привести пример с ап.Павлом, который будучи в Афинах, называет невидимого бога которому поклонялись Афиняне, именно тем Богом, которого он им проповедует. Такое заявление, может быть истолковано довольно таки превратно, если рассматривать его вне контекста той аудитории к которой оно было обращено. Кроме того, уже то, что Ориген при жизни так и не был ни отлучён от церкви, ни анафематствован, даже его учение по этим вопросам не было осуждено, говорит уже о том, что он не был еретиком. Еретик это тот кто вносит разделение в церковь, когда своё понимание ставит выше её единства, а не тот кто заблуждается по каким то вопросам, но признаёт в этом случае авторитет и решение церкви. Можно говорить о еретичности учения которое приписывают Оригену, но это не значит, что сам Ориген придерживался этого учения, а не высказывал лишь свои мысли и размышления по этим вопросам. В дальнейшем, он так же не был признан еретиком, что уже говорит в его пользу. А то что его именем прикрывались еретики ещё ни о чём не говорит.