Убийство Иоанна Предтечи!

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Юрий, 28 окт 2013.

  1.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Помогайте!
    Только взял в руки Евангелие читать. И мысли дурные сразу полезли.
    Глава 14 Евангелия от Матфея.
    Убийство Иродом совершено клятвы ради данной Иродиаде.
    Но разве казнь/убийство совершенное не по существующему закону (за что был убит Иоанн Предтеча? Да ни за что!), а только потому что Ирод поклялся выполнить любое желание Иродиады - законно?
    Как такое могло произойти?
     
  2.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ой, у отца Алексия есть на эту тему чудная проповедь.
    Может выложит сейчас здесь.
     
  3.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну если есть там ответ на мой вопрос?
    А то и так меня чего-то крутить начало, а только взял Евангелие и сомнение - еще хуже стало.
    Помогите уж как-нибудь, а....
     
  4.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Сейчас буду искать саму проповедь, правда меня в ней совсем другое интересовало.
     
  5.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    http://www.pravoslavie.org.ua/showthread.php?t=4338

    Эта?
     
  6.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Нет, прошлогодняя...Но этого года больше к вопросу подходит Юрию, а прошлогодняя больше к нашей жизни.

    Проповедь отца Алексия 2012год
    Усекновение главы Иоанна Предтечи.
    11 сентября по новому стилю православная Церковь празднует Великий Недвунадесятый праздник: Усекновении главы святого славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна.
    Повествование об этом событии содержится в Евангелии от Матфея в 14 главе, и Евангелии от Марка в 6-й. Эти части Евангелия читались вчера на вечерне, сегодня на молебне и на литургии. Евангелист Лука также упоминает об этом событии, хотя и не так подробно.
    Я не буду повторять прочитанное из Евангелия, кроме того на клиросе уже читалось сказание на это событие.
    Я хочу сказать только краткое нравственное поучение на это событие.
    Сегодняшнее событие показывает нам важную закономерность духовной жизни.

    Предтечей мы называем Иоанна потому, что он, как звезда перед Солнцем, всегда предшествовал Христу. На полгода раньше он родился, вышел на проповедь, умер, сошел в преисподнюю.
    Но, когда мы говорим об Усекновении Предтечи, нам нужно не проклинать великого нечестивца, богохульника и убийцу Ирода, а задуматься о себе.

    Ведь Иоанн – Предтеча Христов. Христос на Кресте распят за грехи наши. На Крест Христа возводит не Пилат и синедрион, а я своими грехами. Именно мои грехи – это тот терновый венец и горькая чаша, которые Христос принимает из рук Небесного Отца. Именно мои грехи составляют всю мощь страданий Христа на Кресте. Но если мы действительно так увидим Крест и Распятого на нем, тогда нам станет более понятным и Усекновение.
    Усекновение, точно так же как и распятие, совершается мною. Если мы увидим себя в синедрионе распинателей, то мы увидим себя и в совершителей усекновения. Если мы увидим, чем заканчивается человеческий грех, то мы увидим и то, с чего он начинается.
    Каким образом? Господь премилостивый дает мне Своего Предтечу: Божественное Откровение с заповедями, совесть, книги святых отцов. Во всем этом Господь мне не просто открывает Свою волю. Во всем этом Бог, имя Которого Любовь, показывает, что для меня полезно, а что вредно.
    В книгах, в учении Церкви, в моей совести раздается голос Божий, но этот голос принесен мне через некоторое посредство: бумагу, мой ум, церковнослужителя, святого человека. Все эти посредства для меня становятся Предтечей Христовыми.
    Что же делаю я? Я из-за всех сил стараюсь заглушить в себе этот голос. Если бы я мог, я поступил бы как Ирод.
    Об этом говорит весь опыт моих грехопадений: человек может согрешить не раньше, чем заставит молчать свою совесть. Именно это мы видим сегодня в Усекновении.
    Теперь давайте обратим наше внимание на то, как мы заставляем свою совесть молчать.
    Евангелие говорит, что, несмотря на то, что Ирод заключил Иаонна в крепости Махирон, он все равно любил приходить к нему, слушать его и даже исполнять некоторые из его слов.
    Мы также поступаем. Мы слушаем с удовольствием Евангелие, и даже что-то исполняем. Например, «не убей, и не укради», мы, наверное, сможем исполнить, а вот уже «блаженны нищие духом, не оскверняй своих чувств нецеломудренными ощущениями» - не будем.
    То есть Ирод по отношению к Предтече вел себя также как современный обыватель с православием: заключил в крепость, чтобы не мешало грешить, исполнять только те заповеди, которые нравятся, выбрасывать из ума те заповеди, которые не нравятся.
    Так бы Ирод и жил, как мы с вами: больших грехов не делая, а маленькие себе прощая, а старые, привычные грехи и свои греховные навыки тщательно пряча в памяти, говоря: «Бог все равно простит, это же не такой уж и большой грех, так все живут», если бы в его жизни не произошло особенное событие.
    Что за событие стало причиной Усекновения? Из-за чего обычная жизнь Ирода приобрела несмываемую печать пророкоубийцы? Из-за чего мы можем впасть в смертный грех, или в играх с демонами перейти на новый уровень?
    Сегодняшнее Евангелие объясняет это.
    Однажды Ирод устроил пир: много ел, много пустословил и смехотворствовал, много пил спиртного. Его ум и сердце оказались расслабленными от развлечений. От этого расслабления Ирод перестал соображать ясно . Именно в таком состоянии перед нами встает диавол, как Иродиада и говорит: почему бы тебе не сделать этого или того. Еще сегодня утром ты бы впал в ужас от одной мысли, что можешь так поступить, а теперь – легко делаешь. Блуд, аборт, кража. Или что-то другое: просмотр развратного фильма, скверное слово, обида ближнего.
    Для всякого дела демоны найдут свое место. Они умеют ждать. У них каждое лыко в строку. Строку в скрижалях наших падений, которые раскроются пред нами в день суда.
    Особенное место в таких грехах имеет осквернение зрения блудными ощущениями. Саломия, дочь Иродиады, одетая не целомудренно плясала перед пьяными мужиками какой-то свободный от скромности танец . Такое осквернение чувств довершила чревоугодие и пьянство. Это стало последним и сильнейшим камнем, который вызвал неудержимую лавину, разрушившую до основания

    тщедушную крепость Ирода, которая берегла его от «больших» грехов. Дом «благочестивой» жизни, построенный на песке чревоугодия, пьянки – разрушается мгновенно, от удара блудных помыслов. Падение его великое. До сих пор имя Ирода проклинается всеми читателя Евангелия. Но далеки ли мы от Ирода?
    Каждый раз, когда мы приступаем к совершению молитвы (и церковной, и домашней), мы произносим троекратно: «Приидите, поклонимся …». Эти слова обращены к силам нашей души: разуму, чувству и воле. Мы вспоминаем, что нам должно облечься, как в броню во внимание, трезвение и бодрость. Из этого начинается не только молитва, но и вся праведная жизнь.
    Итак, сегодняшний день показывает нам начало крестного пути для Ирода и Каиафы. Начало того пути, который заканчивается богоубийством.
    В этом начале похоть и блуд, лицемерие (Ирод пытается спрятать Иоанна в крепости, чтобы заставить его молчать, а не открывать иродовы грехи).
    Правильное состояние человека, встретившегося с пророком: покаяние. Неправильное – убийство и пленение, как это делают синедрион и Ирод: праведник укоряет грешника даже без слов. Один только вид праведности, способен укорить беззаконника, вот почему все беззаконники всех времен и народов устремлялись на праведников как волки на овец.
    Точно так же и мы, читая Библию, часто лицемерим. Мы говорим: «мы там ничего не понимаем». Не правда, наоборот, мы понимаем там слишком много. Каждое ее слово обличает нас. Психологически такое отрицание боли приводит к отрицанию Библии: «я ничего не понимаю». Или, наоборот: «я все понимаю и живу исключительно по Библии», когда свое отрицание боли и Библии совершая тем, что обоюдоострый меч Божественного Откровения закругляю так, чтобы оно не ранила ни меня, ни мой грех, с которым я стал единым целым.
    Итак, сегодняшний праздник является напоминанием для нас, чтобы мы воздержанием от пьянства и многоядения, празднословия и смехотворства, праздности и нецеломудроия, уклонялись с пути Иродова, который начавшись убийством пророка-совести, заканчивается богоубийством. Бог, да сбережет нас от этого зла. Бог, да научит нас трезвению, вниманию и бодрости чувств. Аминь.


    *1 -Слово «Усекновение» означает способ смерти: глава Предтечи была усекнута, то есть отсечена мечем оруженосца Ирода
    *2- Образец иродова безумия: он обещает дать Саломии до полцарства. Это странно в первую очередь потому, что Ирод не был суверенным господином. Его царство принадлежало римлянам. Ирод же был царем более номинальным, чем реальным. Для него обещание полцарства значит не больше, чем обещание колхозника-бригадира советского колхоза подарить своему другу половину имущества колхоза. В здравом уме, который помнит о Пилате и римских легионах, такого обещания произнесенным быть не могло.
    *3 -По восточным, законом женщина не могла входить в то место, где мужчины пьют спиртное: «все служащие при царе и народы в областях царских знают, что всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд - смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив» (Есф.4:11). Женщина, которая самовольно входила к царю, считалась оскорбительницей царя.
    На востоке так же незамужние девицы постоянно пребывали в своих чертогах, удаляясь от мужского общества. Только танцовщицы, статус которых приближался к блудницам-проституткам, могли себя вести, как Саломия. Ирод настолько был пьян, что он с трудом понимал, что вокруг него происходит: царская дочь ведет себя как дешевая женщина легкого поведения. По восточным обычаям, это оскорбление всего рода этой девицы. Вместо гневного обличения (или кроткого вразумления) Саломия слышит одобрение. Небывалое дело!
    __________________
     
    Последнее редактирование: 28 окт 2013
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Дык, она на форуме залита.

    А в чем вопрос?
    Если по исагогике, то малоинтересно. Давайте уж ближе к жизни...

    ПС: а я каждый год переписываю и исправляю ошибки.
     
    Последнее редактирование: 28 окт 2013
  8.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    На форуме уже есть традиция. Ссылаться на проповедь о. Алексия. Хорошие традиции надо поддерживать:bf:
     
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Убийство совершено по древнему закону - у кого сила, у того и закон.
    Формально власти Ирода принадлежали все жители Галилеи, как этнарху (царю народа) - формально суверенному, но фактически полному вассалу кесаря.
    Для интереса можно было дать формулу: "За оскорбление величества". За такое положена была смертная казнь. Кесарь бы подтвердил это право.


    А вот с нравственной стороны: здесь раскрывается вопрос коллизии обязанностей верующего человека.
    Две заповеди перед царем: не убей, не нарушай клятву. Это интересный вопрос. Мы его изучали на нравственном богословии в семинарии (я - заочник, так что микролекции - это дар Божий. Преподаватель решил поднять несколько интересных вопросов, и в частности - этот). Вопрос коллизии - вопрос постоянный . Это вопрос совести. Усекновение имеет глубинное содержание: ПОЧЕМУ ИРОД ОШИБСЯ. Но Ирод внутри нас. Это вопрос убитой совести и погасшего светильника разума.
     
  10.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот это мне больше всего и понравилось в проповеди и запомнилось
     
  11.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.496
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Убийство младенцев в Вифлееме и св. пророка Захарии тоже относится к этому: у кого сила, у того и закон?
     
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    С младенцами и Захарией юридический формулы не было, в отличие от Крестителя.
    Там был пример обычной тирании и беззакония.
    Удивительное дело. Помните, когда Пилат отказывался от распятия Христа. Первосвященники его тогда припугнули, что пошлют кляузу в Рим. Он тут же сдался. Его хватило только на табличку: "Царь".
    Еврейская диаспора ("финансистов" и "банкиров") - были не последними людьми в Риме, капнуть старшому всегда могли. Пилат это знал. Кроме того, там небольшой передел власти случился перед Пасхой. Так что бело-голубой Пилат перед оранжевым Римом держался двумя руками за табуретку. Имя "Пилат" означает, что он был всего лишь мелкой сошкой, которого за красивые глазки (как водителя) назначили на хлебную должность (из злочинного окружения предыдущего кесаря). Ой, там така палитика была! Как у нас. Партии, клики, подковерные интриги. И.....Пилат трепещет. Не его время. Так неудачно все склеилось. Если бы при Тиберии кто-то пикнул бы Пилату и указал бы ему - ромею, помер бы на месте. Однажды на Пасху Пилат устроил "айне кляйне" геноцид (в Евангелии описано) и не один нос не просвистел сквозь свои курчавые бороды на дальний цивилизованный Запад. А тут..... все - масть к масти. Друг Яхуды - правая рука нового кесаря.

    Ирод Великий - был самым мощным Евроинтегратором в истории Палестины. Римский Евросоюз ему за это все прощал. Рим не забыл с чьею помощью они почти без единого выстрела захватили дорогу в Египет. За такое - мелкие шалости в полторы тысячи плебейских детей прощалось быстро. Только поцокать и покивать головой могли. История мало меняется.
    До Иудейской войны рим не был антисемитом, но евреев все равно не любили. Плебеи-варвары. Так что убийство одного из евреев не могло заинтересовать кесаря.
    Но это уже беззаконие и тирания. В Риме только могли посмеяться над варварами. И похлопать по плечу. Это же грязь, а не люди. Вот если бы он ромея тронул. Замять бы пришлось очень дорого.
     
  13.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Почему помогите?
    Спонтанно возникшее недоверие словам евангелиста в силу казавшихся противоречий.
    Это понятно: у кого сила, у того и закон. Но и имеюший большую силу хочет создать видимость законности. И судившие Спасителя хотели придать видимость законности, как могли притягивали...
    А о Предтече. Если за оскорбление величества считать обличение Иоанном Ирода в нарушение закона, обличение реального нарушение закона - это закон силы, но разве обличение в нарушении закона даже этнарха являлось тоже нарушением закона? Да плюс евангелист пишет, что Ирод боялся что либо предпринять против Иоанна из-за почитание последнего народом, а тут вдруг бац все страхи исчезли: слово дал - нужно исполнять... Это всего лишь краткое объяснение спонтанного возникновения сомнений.

    Но приведенная проповедь о.Алексия и вразумления жены достаточно быстро привели в чувство.
     
  14.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Ирод боялся общественного мнения и народного волнения.
    Царь - верховный законодатель и судья. Его указ и есть закон. Его воля и есть судья.

    Деспот. Демократии (там) еще не было, чтобы совершать все то же, но с мишурою "законности".

    Юрий. Вам надо меня учить о законности Древнего Востока. Там и в более поздние периоды такой закон был (и есть). Царь - бог. Пока урожай и победы, он может делать все что хочет. Когда станет явно, что бог от него отвернулся, - мясо ему.

    Усекновение случилось в крепости Махирон во время войны с Арефой. Так что еще дополнительный очки в пользу "закона военного времени", особых полномочий, отдаленности места событий, в полках действующей армии, в полупустынной полу-аравии.

    почему потом осмелел? Так в том и дело. Мозги отшибло. Но все равно с рук сошло. Верхушке иудеев Иоанн был тоже костью в горле. Так что волноваться особо было некому.
     
    Последнее редактирование: 29 окт 2013
  15.  
    Vano
    Оффлайн

    Vano Пользователь

    Сообщения:
    274
    Симпатии:
    20
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Можно долго говорить по этому поводу, но дело не в Ироде или Иродиаде, дело в законе, нельзя клясться, а если поклялся, то исполняй. Например я поклялся больше не курить, и закурил, то преступил клятву и в этом случаи Ирод будет честнее меня, он исполнил клятву а я нет. Потому и не надо клясться, никто не может мне что-то запретить, если чего творю, то только своей доброй волей. наверно приведу цитат, подумать и поразмышлять над ними. Помоги вам Господь, Юрий.
    6. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы…
    (Псалтирь 81:6)
    33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
    (Св. Евангелие от Матфея 5:33)
    23. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.
    (Книга Второзаконие 23:23)
    3. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
    4. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
    5. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
    (Екклесиаст 5:3-5)
    9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей…
    (Св. Евангелие от Матфея 14:9)
     
  16.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот это и есть - коллизия. Убить пророка или нарушить клятву.
     
Загрузка...