"Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1 Ин. 2:19). Народная мудрость справедливо подметила, что будет, если заставить дурня Богу молиться. А также определила место, куда часто благими намерениями путь вымощен. Ведь любую, даже самую святую, идею можно дискредитировать, просто доведя до абсурда. Тут и стоит задуматься над тем, что мириться с существованием Православия враг рода человеческого никогда не захочет. И сделает всё, чтобы опорочить Церковь в глазах тех, кто сегодня замер в нерешительности у её порога. Вот и бывает зачастую, что многие встречаются с Православием не через творения святых отцов, а через странные апокалиптические брошюрки-ужастики. К сожалению, голосом веры становится для них не голос соборного разума Церкви, а причитания неумытого кликуши в вагоне метро. А ведь ересь и отступничество, апостасия, возможны не только в сторону либерализации, но и в сторону ревности не по разуму – ультраправославности. Ультраправославные (ультрасы) – такие бородатые дядьки и ехидные тётьки. Любят звать Русь-матушку к топору. Проверяют всех и вся на наличие еврейского носа. Компьютерофобны. Единственным допустимым занятием для православных считают неквалифицированный труд или «профессиональное верование». Последнее выражается в блуждании по храмам и поучении всех и вся уму-разуму. К священнослужителям крайне недоверчивы, не говоря уж об архиереях. Почитание царя-страстотерпца Николая доводят до полного абсурда. Страшно печалятся по поводу не-прославления Распутина, Ивана Грозного, Ющинского и Нилуса. Любят разговоры об ИНН и конце света. Больше говорят об антихристе, чем о Христе. Принимают активное участие в любых крестных ходах, внося туда сумятицу и бестолковщину. При общении с «нецерковными» агрессивны и маловразумительны. Толстых книг не читают, предпочитая брошюры апокалиптической направленности. Активно ищут в быту масонские знаки, а найдя, убегают с криком. В каждом болящем склонны видеть великого юродивого и толковать его параноидальный бред. К молодёжи относятся с подозрительностью, считая Церковь местом собрания исключительно «зрелых» людей. Собственных детей воспитывают сурово, добиваясь к 13-летнему возрасту устойчивой аллергии на посещение храма. Маленьким девочкам бинтуют головы платками, а мальчикам ломают игрушечные пистолеты. При посещении невоцерковлённой родни пытаются выбросить из окна хозяйский телевизор. Падки на чудеса и знамения. Иногда показывают фотографии «чудесов и сияний». Духовных авторитетов практически не признают, но любят младостарцев – те по молодости легко управляемы... Сегодня ультрасы – проблема, скорее, больших городов. И, к сожалению, мы видим их чаще, чем хотелось бы. Беда не в том, что они есть (как нет проблем и в отличиях между разными монастырями). Беда, когда кто-либо считает свой образ делания единственно возможным и правильным. Типа: «Вы читаете в трёхканоннике Иисусу Сладчайшему? Вы – в прелести! Настоящие православные читают только Покаянный канон! Так, и никак иначе!» Вот такого рода суждения и отличают ультрасов от простых ревнителей благочестия. Псевдопатриоты любого толка, или «ура-патриоты», тоже опасны. Опасны использованием православной атрибутики, так же как и цыганистые гадалки. Это может столкнуть с пути к храму тех, кто делает лишь первые шаги. Ультрасы опасны тем, что провоцируют конфликты там, где их вполне можно было бы избежать. Но им нужны зрители, иначе гордыня останется ненакормленной. Потому и тянутся в мегаполисы. А в небольших населённых пунктах и проблемы в наших храмах иные – наверное, то, что можно назвать потребительством в вере. Пример: престольный праздник Успения в небольшом городке. Пять причастников, из них один младенец, другие двое – дети до шести лет. Зато на трапезе после службы – яблоку негде упасть! Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? (1 Кор. 11, 22). Лично я думаю, что нашим пастырям не стоит привечать вокруг себя фанатиков (т.е. лишённых любви) и кликуш. Это, конечно, не в компетенции верующей молодёжи. И я не призываю никого стучать на батюшку в епархиальное управление. Но спросить своего священника о том, как относиться к антицерковной агитации появившегося на вашем приходе ультраса вы вполне можете. Как правило, видя непоощрение своих суждений приходским священником, ультрасы либо угомонятся, либо уйдут. Вполне возможно, некоторые навсегда покинут церковную ограду. Но их единицы. Это лишь те, кто уже сознательно противопоставил себя Церкви и пребывал в ней лишь в поисках своего, а не Христового. Вполне возможно, они не успокоятся и после ухода. И создадут самочинные сборища православного обряда. Или пойдут ещё дальше, окончательно погружаясь в прелесть и ереси. Только Церковь от этого не умалится и не оскудеет. Думается мне, что в Церкви найдётся место очень многим. Наверное, нужны и либералы, и экстремисты. Только их чувства и мотивация должны быть здоровыми. В главном мы должны быть едины. Во второстепенном – возможны отличия. Об этом и святые, и великие писали. Я же попробую привести один пример. Форма может меняться как угодно, но лишь в тех пределах, в которых будет предполагать одинаковое содержание. Вы можете носить майку или рясу, пальто или рубашку. Ваша одежда может быть любого фасона или расцветки. Но у неё всегда должны быть отверстия только для двух рук и только для одной головы. Если на вашем камзоле шесть рукавов и два воротника, то либо вам попался пьяный портной, либо вы сами – страшный мутант! Сайт игумена Валериана
Имена участников (разделяйте запятой).