Неделя о расслабленном
Опубликовал Просто Оксана в дневнике По пути из крестильного чана.... Просмотры: 1773
При Овчей купели человек лежаше в немощи, и видев Тя Господи, вопияше:
человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в ню:
егда же прихожду, ин предваряет мя, и приемлет исцеление,
аз же немощствуяй лежу.
И абие умилосердився Спас, глаголет к нему:
тебе ради Человек бых, тебе ради в плоть облекохся, и глаголеши: человека не имам.
Возми одр твой и ходи.
Вся Тебе возможна, вся послушают, вся повинуются:
всех нас помяни, и помилуй Святый, яко Человеколюбец.
Из стихиры Цветной Триоди на литии в 4-ю Неделю по Пасхе о расслабленном
Вчера прочитала проповедь одного батюшки в Неделю о расслабленном. Проповедь была о неблагодарности расслабленного, который (со слов батюшки) не только сдал исцелившего его Христа иудеям, но и был в числе тех, кто позже издевался над Господом и бил Его.
Я попыталась найти упоминание о таком дурном поступке расслабленного в святоотеческих толкованиях и не нашла.
Нашла, правда, ссылку на Синаксарь, где указывается на мнение "некоторых, неправо судящих":
"Находит его Иисус в храме и говорит: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).
Некоторые, неправо разумея, говорят, будто Христос сказал это потому, что человек сей впоследствии, когда Он предстоял первосвященнику Каиафе, ударил Его по щеке, за что и получит в удел пытку вечным огнем, горшую расслабления, и не только тридцать восемь лет, но всегда будет страдать.
Однако Господь скорее всего указал, что болезнь расслабления приключилась с ним от грехов. Впрочем, не всякая немощь бывает от грехов, но и от естественного недуга, и от многоядения, и от небрежения, и от иных причин".
Отсылка к неправому разумению получилась несколько многозначной, окончательно не снимающей вопроса...
Собственно, сама проповедь мне очень понравилась, но вот выводы, сделанные в ней относительно расслабленного и его черной неблагодарности смущали и очень диссонировали с текстами службы праздника.
Когда пыталась разобраться, нашла такое высказывание:
"Думается, можно добавить ещё некий общий аргумент против "неправого разумения нецыих". Песнопения и молитвословия служб недели и седмицы о расслабленном никак не согласуются с возможностью того, что расслабленный - тот самый человек, который потом ударил Христа. Напр.: "Душу мою... безместными деяньми люте расслаблену, возвигни ... якоже и разслабленного возвигл еси..." (кондак); "Разслабленного яко возвигл еси Христе, разслаблнную мою лушу преступленьми оздрави" (Песнь 5).
Если бы Преданием было усвоено мнение о том, что разслабленный впоследствии совершил такое предательство, это наверняка было бы как-то отражено в богослужебных текстах - странно бы звучало в этом случае в молитве сравнение желаемого исцеления расслабленной грехами души с исцелением расслабленного. Ну и Никифор Каллист, автор синаксаря, никак не мог впасть в такое как бы противоречие с богослужебными текстами".
Очень убедительное оправдание расслабленного. Если кому-то известно больше, чем мне, прошу сообщить.
А вообще самое "зацепившее" в тексте службы о расслабленном - это личное проникновенное обращение Христа к больному: "тебе ради Человек бых, тебе ради в плоть облекохся, и глаголеши: человека не имам"...
Вам необходимо войти для комментирования