Крестовоздвижение 27.09.2013 лекция храм Всецарицы. Донецк 27 сентября по новому стилю Православная Церковь празднует Великий Двунадесятый праздник: «Всемирное Воздвижение Честного Креста Господня». Слово «Великий Двунадесятый» означает то, что он относится к одному из числа двенадцати праздников сотериологического цикла, то есть таких праздников, в которых раскрывается чудо домостроительства Божия о нашем спасении, в которых происходит раскрытие перед нами учения Евангелия, святых догматов. Исторические события, которые лежат в основе этого праздника, отстоят от евангельских времен на целых три и даже шесть столетий, если считать частью этого праздника еще и возвращение Креста из персидского плена. Для объяснения спасительности содержания этого праздника, необходимо историческое пояснение. Господь предсказал народу Израильскому, что их упорное сопротивление Богу закончится бедой для них. Иудеи отвергли своего Спасителя, Который пришел спасти их от страстей и зла, живущих в их душах. Иудеи вместо борьбы с собственным злом, увлеклись борьбой со злом, которое их окружало. Вместо того, чтобы бороться со своими страстями, иудеи начали бороться с римскими оккупантами. Началась одна из печальнейших войн Древнего мира: война Иудейская. Эта война закончилась тем, что исполнились не только все недавние предупреждения Христовы, но и древнейшие проклятия Моисея над теми сынами Авраама, которые будут противиться Мессии. Иудейская война мало повредила христианам, так как они, веруя словам Христовым, удалялись от мест, на которых исполнялись слова проклятия. Однако город Иерусалим оказался полностью разрушен. Бедствие коснулось и святынь Евангелия: горы Голгофы и Гроба Господня. Римские императоры-язычники попытались полностью уничтожить воспоминание о них. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, а на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Через 200 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Но прославление Креста народами земли началось несколько раньше обретения Его в земле Иерусалима. Здесь необходимо некоторое отступление. В 306 году Римская империя представляла собою разъединенную на четыре части страну. На Римский престол взошел узурпатор Максенций, который был не просто ревностный язычник, но он был человеком с наклонностями садиста и очень алчный, ради чего презирал любые человеческие правила и законы, и он увлекался колдовством. То, что он был узурпатором, то есть взошел на престол вопреки законам Рима, особо никого не удивляло, так как в Империи такое было часто. Но то, с какой жестокостью он собирал себе богатства, насилием против не только простого народа, но и против знатных патрициев, очень скоро сделало его всеми проклинаемым и ненавистным. Тогда народ и знать обратили свои взоры к правителю Галии и Британии: молодому сыну благочестивого язычника Констанция Хлора и христианки Елены – Константину, призывая его принять Римский престол. Константин был в нерешительности, так как он имел войска в пять раз меньше, чем Максенций. Однако все же решил вступить в войну. Во время похода в Италию ночью над лагерем Константина произошло знамение: звезды выстроились в виде креста. В лагере началась паника, ведь крест у римлян был знаком несчастий – на нем казнили мятежников. Воины Константина увидели в этом предзнаменование того, что их распнут, как несколько веков назад распяли десятки тысяч воинов Спартака. Во сне Константин увидел Христа, Который, держа в руках Крест, обещал Константину, что Сим Крестом он победит Максенция, и велел сделать изображения Креста на всех знаменах, щитах и оружии. Также Господь повелел сделать изображение Креста, и носить его перед войском. В тот же день в самый полдень Крест снова явился над лагерем, и над ним были слова «Сим победиши» (Ника). На этот раз Крест видели только некоторые воины и полководцы, например полководец Артемий. Когда Максенций увидел Крест перед войском Константина, он долго смеялся, считая Константина умалишенным. С Максенцием было огромное, хорошо вооруженное войско, преторианская гвардия, а с Константином только несколько легионов уставших воинов. Однако начавшееся сражение заставило Максенция смех сменить на ужас. Еще не разбитое войско Максенция бежало от Константина через маленький мост, построенный Максенцием через реку Тибр, увлекая за собой и императора-узурпатора. Во время такой бестолковой переправы Максенций оказался в воде, где он и утонул от тяжести доспехов. Константин в славе вошел в Рим. Первым делом посреди Рима он установил столп, на верху которого он воздвиг Крест с надписью: «сим крестом город сей избавлен от власти мучителя». В событиях с собой и Максенцием Константин увидел, как исполняется вокруг него то же, что было в глубокой древности, о чем он слышал от матери своей Елены. В Максенции он увидел гибнущего в водах фараона, царя Египта и образ диавола, а в городе Риме он увидел образ всего Человечества. Константин увидел, как Крестом избавляется мир от власти демонов, дается свобода и победа всем верным. Тогда родился тропарь Кресту: «Спаси, Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам (или императору нашему) на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Увидев исполнение всех этих образов в своей жизни, царь Константин дал обет найти Тот Крест, на Котором был распят Христос. Однако исполнить свое обещание тот час же Константин не мог, потому что Иерусалим был в то время под властью не менее жестокого правителя, чем Максенций, Ликиния. Однако в благодарность Богу в 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, а гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Еще дважды Крест являлся Константину: перед битвой у города Византия, который впоследствии стал столицей империи, Константинополем, и накануне сражения со скифами на Дунае Только после победы над Ликинием в 323 году, когда Константин сделался единодержавным правителем огромной Римской империи, появилась возможность найти в земле Крест Господень. Император послал в Иерусалим с богатыми дарами и обширными полномочиями свою матерь Елену к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея из пророческого рода по имени Иуда, который после долгих угроз со стороны царицы согласился показать место, где иудеи спрятали Крест. Место, скрывающее бесценное сокровище, находилось под капищем Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Были обнаружены Гроб Господень, а вот Крест под огромными кучами мусора найти долго не могли. Но как только Патриарх и все христиане начали совершать молебен, у восточной части огромной ямы обнаружили три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, которого в это время несли на кладбище. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в мае 326 года. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Еврейский старец и учитель Иуда и другие иудеи при виде чудес уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. Этот Кириак прожил более 100 лет и был замучен императором Юлианом, которого христиане называют отступником за то, что он, перейдя из христианства в язычество, пытался всячески умножать все, что противно христианству: языческие жертвоприношения, иудейскую религию и многое другое. Сразу же после обретения Креста Господня на месте Голгофы и Гроба Господня было начато строение храма Воскресения. Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Успения. После этого царица отправилась в Рим, а затем в Константинополь. С собой она взяла часть Животворящего Древа и гвозди. Храм Воскресения строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освещения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
ПродолжениеВ этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование нечестивого Византийского императора, узурпатора и убийцы, Фоки (в 7-м веке) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и святого Патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии, который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироэсом, христианам была возвращена их святыня – Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
Праздник Крестовоздвижения наполнен спасительными истинами. продолжениеПраздник Крестовоздвижения наполнен спасительными истинами. Как и всякий Двунадесятый праздник, Крестовоздвижение насыщен догматическими истинами, раскрытыми в Символе Веры. 1. Крест – это средство спасения всей Вселенной от власти демонов. 2. Крест показан как Дерево Жизни и Жертвенник (в этом праздник глубоко евхаристичен, он праздник причащения), в связи с чем 3. Раскрывается учение о страдающем Христе. В этом учении праздник Воздвижения связан с Рождеством Богородицы, в котором мы видели начало завета человека с Богом, начало воплощения, 4. предлагается учение о Человеке – как храме Бога, но показано также и значение земного храма для человека, в чем существует связь со следующим праздником: Введением во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. 5. а духовная жизнь раскрывается как очищение души от грязи, закрывающей Крест Христов и обновление Храма души. 6. В истории возвращения Креста из плена мы видим, как Крест, изображенный на щитах и мечах нечестивцев, слуг императора Фотия, не приносит им никакой пользы. Раскрытию этих частей Крестовоздвижения нам поможет икона праздника. В правом верхнем углу на иконе мы видим символическое изображение огненного всадника на колоне. Это памятник победы Константина над Максенцием. Эта мысль повторяется в первом ирмосе Крестовоздвиженского канона: «Крест начертав Моисей…». Этими указаниями подается единое учение. Первая песнь любого канона напоминает нам Первую Пасху, совершенную в Египте. Народ Божий на протяжении длительного времени находился в плену у египетского фараона. Народ Божий – это все Человечество. Мы попадаем в Египет так, как описано в притче о блудном сыне, отвернувшись от Бога. Этот народ Божий собой символизирует еще и каждого из нас по отдельности: наши помыслы, чувства, желания, силы тела, также находятся в плену у Египта, о котором говорит Откровение: место то «духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр.11:8). Это рабство в том, что человек, подобно согбенной женщине из 13-й главы Евангелия от Луки, весь прижат к земле и не видит Небо. Господь пришел на землю совершить Свой завет со Своим народом. Он пришел с Неба, как ищущий потерянную драхму. Он пришел искать нас в нашем духовном Египте, образом которого является в празднике Крестовоздвижения город Рим. Спасение совершается Крестом и водой. Моисей, выводя народ из Египта, начертал в воздухе знак Креста. При этом море расступилось, израильтяне прошли по морю, как посуху, а египтяне со своим фараоном-диаволом потонули в нем. Фараон, диавол и Максенций – один образ. Море – это человеческое покаяние, слезы раскаяния и воды крещения, которые Крестом пришли в мир. Господь пришел на землю, чтобы разрушить дела диавола: восстановить храм наших душ. Мы на иконе видим силуэт храма Воскресения Христова, где на Голгофе патриарх совершает воздвижение Креста. Это не только напоминание исторических событий, но и призыв очистить нашу душу от мусорной свалки помыслов, злых желаний и греховных дел, в которой враги наши, стремятся скрыть наше христианство. Поверх всей этой кучи демоны строят демонское капище страстей: чревоугодия, плотского вожделения, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. Эти горы мусора и нечистоты закрывают в нас Крест Христов. Враги Креста Христова – злые люди и демоны Только что найденный Крест явил чудо – прикоснувшиеся к нему умершие люди воскресли. Так и для воскресения наших душ нам надлежит убрать эти горы мусора, извергнуть из своих душ страсти. Чтобы на том месте, где была грязь и порок, был воздвигнут храм воскресения Христова – новый человек. Мы видим у основания Креста людей, пришедших на поклонение: евреев, греков, персов и варваров. Мы их можем различить по одежде и головным уборам: островерхим халдейским, и круглым еврейским, античным туникам и варварским нарядам. Мы все приглашаемся к этому воздвижению Креста Господня в своей душе.
Учение о Кресте, как о жертвеннике. Учение о Кресте, как о жертвеннике. продолжениеБог сотворил мир совершенным и святым. В мире не было тлена, болезней и смерти. Весь видимый мир был продолженим тела человека, который был земным богом. Когда человек согрешил, произошла вселенская катастрофа: человек разлучился с Богом. Бог – жизнь человека, поэтому эта разлука стала смертью для человека. Человек стал медленно умирать от старости и болезней. Но человек был сотворен сердцем мира. Поэтому вслед за произвольной смертью человека вся вещественная тварь невольно оказалась убитой. Господь дал напоминание об этом убийстве в постоянном жертвоприношении. Человеку надлежало постоянно иметь перед своими глазами плоды своих грехов: умирающий и страдающий мир. В жертвоприношениях ветхого завета была идея: «человек согрешил, а страдать приходится жертвенному агнцу». Господь прежде сотворения мира уже уготовал Агнца, Которому надлежало взять грехи всего мира – Христа. Его смерть была прообразована в символах пасхального жертвоприношения. На жертвеннике, который имел четыре рога, распинали пасхального агнца. Все то же повторилось во Христе. Его распяли сыны Аарона, которым одним дозволено было совершать пасхальную жертву. Так вот, четырехконечный жертвенник, на котором совершалось принесение пасхальной жертвы, был одной из величайших святынь: всякий, кто хватался за его рога, получал прощение в любом преступлении.
проповедь 2013 Крестовоздвижение Проповедь 27.09.2013 Храм Всецарицы. Донецк 27 сентября по новому стилю Православная Церковь празднует второй по очередности двунадесятый праздник: Всемирное Воздвижение Честного Креста Господня. О внешних событиях нынешнего дня: о явлении Креста Христова на небе о трудах царицы Елены, об обретении и воздвижении Креста в Иерусалиме, которые легли в основу нынешнего торжества, вы уже слышали. Каково духовно-нравственное содержание праздника Крестовоздвижения? Когда совершилось Воздвижение Креста Христова? Если люди скажут, что в 325 году при царе Константине, то этот ответ будет правильным. Но есть и другой правильный ответ. В книге Откровения Иоанна Богослова говорится о нынешнем празднике, что Христос – Агнец Божий, был заклан в начале создания мира (Откр.13:8). Об этом заклании повествует пророк Моисей, что живописно повторяет Андрей Рублев на своей иконе: «Троица». Прежде сотворения Человека, а некоторые отцы говорят, что прежде сотворения мира, произошла Предвечная Беседа между Лицами Пресвятой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). Бог творит Человека, существо богоподобное и святое, наделенное величайшей славой. Бог торит храм, способный вместить Бога. Как говорит об этом преподобный Макарий Великий: тело и душу человека создал Бог в жилище Себе, чтобы вселяться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Прекрасная невеста Божья не механизм. Сотворяемый человек не робот, у которого нажмешь на одну кнопку, и он становится святым, нажмешь на другую, и он начинает любить. Сотворенный человек был свободный, поэтому он был способный к любви. Но Бог провидел будущее. Он знал, что человек способен злоупотребить своей свободой, и из своего мира изгнать Бога, избрать грех вместо праведности, сказать, увидеть и прочувствовать, что Бога нет в его мире, разрушить храм Божий, которые его тело и душа, убить себя смертью вечной. Ведь Бог – есть жизнь всего сотворенного. Отречение от Бога для человека – это одновременно и избрание смерти и страданий. Человек – храм Божий, произвольно избирает для себя превращение в идольское капище и пристанище всяческой страстной нечистоты. Человек, согрешив, разжигает в себе геенну, страдания. Бог провидит это прежде сотворения мира, и Он прежде сотворения человека готовит для Своего творения лекарство – Воздвижение посреди Вселенной Креста на Горе Голгофе. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы изъявляет Свою волю, которая едина для всех трех Божественных Лиц, воплотиться, когда придет полнота времен. Это изъявление по-славянски называется словом «Совет». Об этом говорит апостол Петр грешникам: «Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян.2:23,24). Вот почему на иконе Андрея Рублева Христос изображен в красных ризах внутри силуэта чаши. Это силуэт Чаши евхаристии, из которой мы принимаем Тело и Кровь закланного за наши грехи Агнца-Христа. Крест Христов – это наше лекарство, которым мы исцеляем себя от злобы диавола. С тех пор, как Крест был воздвигнут на земле, с тех пор демоны не имеют никакой власти над людьми и миром, кроме той, которую мы сами ему даем. Что же нам нужно для того, чтобы принять это спасительное лекарство? Это лекарство подается со Креста. Это лекарство – Плод Жизни, а Крест – Само Дерево жизни. Имя Плоду Жизни – Иисус Христос. В древности было так, как говорит Библия: «произрастил Господь Бог из земли …. дерево жизни посреди рая» (Быт.2:9). Это было вторым Всемирным воздвижением Креста. Третьим Воздвижением было то, о чем говорит Псалтирь: «Бог же, царь наш, прежде вeка содeла спасeние посредe земли» (Пс.73:12). Это воздвижение совершилось, как горькая Чаша, из руки Отца нашего Небесного для Спасителя нашего, но этим Крестом над Ним исполнились слова: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9), «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол.1:20-22). В четвертом веке произошло последнее Воздвижение, когда тьма язычества отступила от мира эллинов. Не просто из земли явилось дерево Креста, но уходят в прошлое капища, и Крест воздвигается как спасительное Дерево, Знак Любви Бога к Людям, для всей ойкумены – вселенной. Итак, принять спасительное действие Креста – означает взять Тело и Кровь Христовы с Него и причаститься. Но в Кресте и в Его обретении мы видим, как демоны погружают Крест в мусор, и усиливаются построить на Нем свои капища. Поэтому нам важно исследовать себя в свете Креста Христова. Это исследование заключается в том, что нам надлежит осознать, кто распял Христа. Христа распял – человек грешник. Он пригвоздил Христа ко Кресту грехами своими. Ради них Господь сошел с Небес. До тех пор, пока человек не осознает этой своей цены своего греха – Христос распят не для него. До тех пор, пока человек оправдывает свои грехи, говоря, «виноват не я, а обстоятельства, демоны и злые люди», он далек от мысли крестной. Но самое худшее, когда человек говорит, «я не таков, как прочие люди, делаю одни только добрые дела, а если и совершаю грехи, то они ничего не значат в сравнении обилием моей праведности». Такое состояние – это состояние, о котором говорит Павел: «многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Фил.3:18,19). Давайте исследованием писаний и собственной души узнаем свое повреждение. Давайте, приложим усилия так, как это сделала святая Елена, чтобы извергнуть мусор из святого места наших умов и сердец. Давайте предадим свои души и тела Богу, чтобы воздвигнулся в нашей душе Храм Господень, освященный Честным и Животворящим Крестом Господним, Которым смерть умерщвлена, а жизнь подарена. Аминь.
Незаконченные черновики Материалы к лекциям (не законченные) В праздник Крестовоздвижения в Церкви по уставу читается повествование из 19-й главы Евангелия от Иоанна, где перед нашими глазами показано то, как воздвигался посреди Вселенной Крест Христов – на горе Голгофе руками злых людей, и то, как на дереве Креста был повешен Плод нашего Спасения – Христос. Ужас и слава этого события объясняется словами апостола Павла: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:18-24). Накануне праздника, на Всенощном бдении, читается предисловие к этому из 12-й главы евангелия от Иоанна: «Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них» (Иоан.12:28-36). В этих словах мы видим то, как тяжек был Крест для Спасителя, но также мы видим, что Крест Христов – это средство нашего восшествия на Небо. В чтении на всенощном бдении говориться о спасительности крестовоздвижения для человечества, об аскетических последствиях этого события, и то, что Господь принимает крест для нашего спасения из руки Отца, а не Иуды и Пилата. Паремии Крестовоздвижения: 1 Повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой. И пришли в Елим; там [было] двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. (Исх. 15:22-27;16:1) Здесь повествуется о событиях, которые произошли после спасения народа Израильского из египетского плена, уже после того, как народ прошел по дну чермного моря. В чуде на Чермном море святые отцы видят прообраз таинства крещения и таинства покаяния. Через это таинство проходят все, желающие идти в Жизнь вечную – Землю обетованную, Святое Небо. Мы видим повторение этой истории со Христом во время после Его Крещения на Иордане, как ко Христу приблизился демон для того, чтобы искушать Его. Так и ко всякому человеку приходит искуситель для того, чтобы невольно помочь человеку узнать то, насколько человек искренно принял свое спасение. Как мы на примере израильтян видим, люди чаще всего оказываются разочарованными плодами благодати: хлеба и воды оказалось недостаточно. Горечь обиды человека на Бога за то, что Он так якобы мало облегчает людям земную жизнь, означают горькие воды Мерры. Символически, воды Мерры – это все греховное, что присутствует в человечестве и в человеке. Тут мы видим, как Господь повелевает положить в это горькое озеро дерево, и делается вода сладкой. Это дерево Креста. Двенадцать источников и семьдесят пальм – это святые апостолы, которые питают человеческие души. 2 паремия «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Прит.3:11-19). В этой паремии речь идет, во-первых, о страданиях, которые посылаются от Бога, как для возлюбленного сына для врачевания человека. Во-вторых, пророк говорит о Дереве Жизни, которое насаждается на земле, и, в-третьих, говорит то же, что и апостол Павел в читаемый в день праздника поучении: о Премудрости и Силе Божией, Которую Павел видел распятую на Кресте. 3-я премия: «Будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез [тебя], Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» (Ис.60:11-16). В этих словах пророка описано Царство Небесное. Во всей полноте оно явится в день, когда Господь придет в Своей славе. Но начало этого Царства Небесного уже сейчас есть на земле. С тех пор, как Господь изволил воздвигнуть на Голгофе Свой Крест. С Креста начинается литургия, и мы видим, как все народы обращаются к ней, как к благословенному Царству Пресвятой Троицы. Уже не царские груди мы сосем, но питаемся Его Телом и Кровью. И все это сошло к нам с Воздвизаемого Креста Христова.
продолжение черновиков С паремиями крестовоздвижения связаны паремии обновления Иерусалимского Храма: 1-я паремия «Стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там"; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй (3Цар.8: 8:22-23, 27-30). Здесь предлагается учение о Человеке – как храме Бога, но показано также и значение земного храма для человека, в чем существует связь со следующим праздником: Введением во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Человеческое сердце – это храм, а человечески ум – это священник. Об этом храме говорим в псалме: «Ублажи, Господи, благоволением твоим сиона, и да созиждутся стeны иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы» (Пс.50:19,20). Главное правило этого богослужения: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18) 2 паремия. Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Когда ляжешь спать, - не будешь бояться; и когда уснешь, - сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Прит.3:19-34). Здесь говорится о Том, Кого мы видим распятым – Творца Неба и земли. Вот почему сила Креста всемогущая. 3-я паремия «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума". Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Прит.9:1-11). Здесь указывается, что храм – это место совершения святой литургии (и прочих Таинств, которые изображены, как семь столпов). Но не нужно забывать, что главным местом Таинства является душа человека.
В тропаре Крестовоздвижения ("Спаси Господи люди Твоя") дивный смысл: "СОПРОТИВНЫЯ" - это демоны, страсти, злые люди, помыслы, искушения, скорби. Мы, ограждаясь крестом, просим Бога избавить нас им от этих сопротивных. Поэтому Крестовоздвижение - это праздник всех больных и обездоленных, тех, чья жизнь в опасности от злого умысла людей. Нам, христианам, не нужно других молитв против нечистой силы и обидчиков-людей. Ни молитва задержания, ни какая другая не имеет большей силы в своей лаконичности. Смотря на икону Крестовоздвижения, видя на ней тысячи людей, мы мысленно и себя вводим в их число. Для того это и Двунадесятый праздник, чтобы преодолевать время, и давать нашей вере возможность прикасаться к событию всегда, когда появится необходимость: большинство на этой иконе искали исцеления. И нам это нужно. Когда нам страшно. Когда мы чувствуем опасность или нападение телесных или бесплотных врагов - Крестовоздвижение да осветит нашу тьму. добавлено: 26 сен 2014 В этом празднике есть психотерапевтический потенциал: образ строительства Храма, и образ очищения святыни от мусора и скверны. С одной стороны это кропотливый процесс созидания себя, строительство своего внутреннего мира, приобретение навыка правильной жизни, осознание своей цели и нормы, а с другой - это процесс врачевания своих язв: душевных, духовных и телесных. Смотря на Славный Храм Воскресения (в котором совершилось Воздвижение) мы можем увидеть в символах всю глубину христианской антропологии (учения о человеке, его устройстве, составе и силах). добавлено: 26 сен 2014 И хочу напомнить мысль прошлого года: о пятом Воздвижении (при императоре Ираклии): Крестоносное воинство отличается не обилием крестов на доспехах, а состоянием духа. Крест в первую очередь нужно водрузить на главу своего внутреннего храма. Те, кто внутренно гонят Крест - не участники Крестовоздвижения. И они оказываются в положении лузера Фоки. Поэтому вокруг Крестовоздвижения Церковь вводит круг Евангельских и Апостольских чтений, цель которого - запечатлеть наш дух мыслью о Кресте (идея крестоношения основана на Библейском учении о скорбях). добавлено: 26 сен 2014 Крест - это знамя Любви к нам Всемогущего, пожелавшего умереть за нас. Его слово к нам в Кресте - "не бойся, ни один волос с твоей головы не упадет без Моей благой воли. Никто не похитит тебя из Моих рук" (ни люди, ни демоны - никто)