О мученичестве больных (и не только больных)

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Протоиерей Алексий, 6 апр 2016.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    В евангелии Христос в притче о Сеятеле различает гонение за Слово и скорбь.
    В Ветхом завете страдания (результат скорбей) разделяются на три степени:
    1. мученичество, гонение от людей - самое страшное.
    Ниже стоит:
    2. страдание от стихий (землетрясение, наводнение, пожар)
    а еще ниже:
    3. болезни.
    Война - это смесь стихии и человеческого зла. То есть для "малых сих" война = эпидемии или наводнению.

    Христос говорит о гонении за правду и за Его Слово (следование евангельской воле).

    Что такое ПРАВДА. Это ключевой библейский термин. Правда человеческая - это пребывание в правильном (по отношению к Богу) состоянии.
    В богословии ап. Павла есть два вида человеческой правды (праведности) - правда от веры и правда от Закона (дел).
    Правда от Закона - совершать дела благочестия (в церкву ходыты, креститься, причащаться, молитвенное правило читать) иметь добрую нравственность (не пить, не курить, не прелюбодействовать) и исполнять Закон (формальные заповеди, написанные на бумаге - хранить догматы, совершать дела милосердия, не осуждать и тп).
    Правда от веры.
    В наше время слово "вера" понимается неправильно. Понятие: твердая, как камень убежденность в реальности того или другого что есть (но сейчас невидимо) или что будет (напр. воскресение мертвых, жизнь после воскресения) - называется упованием или надеждой.
    А вот древнее слово "вера" - более точно передается сейчас выражением "доверие". Доверие - говорящему и зовущему за собой. Есть аскетический термин сосложение. Это когда моя воля растворяется в воле того, с кем я сослагаюсь. Это полное следование его воле. Вера в Бога - это сосложение с Богом, с Его волей. (есть еще сосложение с демоном)
    То есть слово "вера евангельская" означает "идти вслед за Христом" - в слове, в деле, в настроении, в помысле. Путь Христов идет через Гору Соблазна, Гору Блаженств, гору Фавор, гору Голгофу и гору Елеонскую - на Небесный Престол. В таком случае это слово синоним понятие "исповедание" из Мф10 (по лат. "конфессия")

    Идти за Христом означает много чего. Во-первых, исполнять Христовы заповеди. И тут мы встречаемся со всем тем, что описано в понятие "правда от дел". То есть праведный от веры не чужд дел. Но на дела свои он не опирается. Он их делает, не замечая (поэтому не превозносится, не осуждает и не ропщет). И не удивляясь, если другие его дел тоже не замечают. Он делает, оставаясь нищим в доброделании в своих глазах, а на мнение других он не обращает внимание, потому что он - нищ духом, и любое мнение других людей для него несправедливо (потому что он считает себя ниже любого унижения и хулы). он потому не опирается на свои дела, потому что он их в себе не признает.
    А вот второе проявление следования за Христом - это преданность воле Божией в делах, которые от его воли не зависят: болеть или нет, быть богатым или бедным, терпеть унижения или быть в славе.
    Праведный от веры видит себя Петром, которого препоясывают и ведут туда, куда он сейчас не хочет. Он верит (доверяет) воле того, Кто его ведет. (чтобы не писал Сергей Д, Златоуст именно так и учит. Формально, фразы "волос с головы падает только по воле Божией" у Златоуста нет; зато есть то, что все в мире происходит только по промыслу Бога; а воля и промысел в Библии - это синонимы). Вот доверие Промыслу Бога - это второе проявление правды по вере. Вот здесь и появляются наши болезни и прочие скорби. Правда - это правильное отношение к Богу. Человек видит себя больным и погибающим, а скорби (и заповеди) он видит как лекарства, которые нужны для больного. Он видит себя больным и погибающим, и поэтому благодарен Богу за Его лекарства (заповеди и скорби). Кстати, смиренное и нищие положение человека относительно Бога означает древнееврейское понятие "милость" из фразы пророка Осии "милости хочу, а не жертвы" (Ос.6:6). То есть доброта по отношению к ближнему - это только следствие правды или нищеты перед Богом (притча о рабе, который приходит с поля, и притча о жестокосердном должнике)


    Пострадать за догмат или верность своей Церкви перед раскольниками,мусульманами, язычниками или еретиками - это мученичество, потому что гонение за слово Божие.

    но....
    Гонение за слово евангелия - это гонение на бизнесмена, который ради Евангелия не хочет воровать или заниматься человекохищничеством.
    Гонение за слово евангелия - это гонение на человека, который ради Евангелия не хочет в угоду кому-то делать гадости своему коллеге или соседу (согражданам и не только). Все мы помним некоего мученика, который, будучи солдатом вермахта, отказался от того, чтобы расстреливать мирных людей, и поэтому был расстрелян вместе с ними.
    Гонение за слово евангелия - это быть униженным и оскорбленным за то, что отказался ради Евангелия стать сильными и могущественным нечестными путями (или вопреки другим целям, например, когда вместо карьеры человек ради Евангелия идет делать непрестижную, но очень важную для людей, работу или даже занимается своей семьей).
    Не совсем ясен исход такой скорби для тех, кто делает это, не зная евангелия по букве - в слепую, по совести. Я думаю, что исход одинаковый с теми, кто ясно осознает волю Евангелия (но это вопрос спорный).

    Такой подвиг не прославляют люди, но его прославляет Бог, как подвиг мученический (помним о лестнице скорбей).

    О том, что крест болезней = кресту мученика, говорит Пимен многоболезненный в Печерском Патерике.

    Сам по себе крест не спасает (помним неблагоразумного разбойника). Спасает наш ответ на крест. А этот ответ до Страшного суда останется неведомым для всех. Вот почему конкретных страдальцев мы не прославляем среди мучеников, но знаем, что среди них много неведомых мучеников, которых мы без имен прославляем в день Всех святых.
     
    Последнее редактирование: 6 апр 2016
Загрузка...