Житие царя Иоанна IV (Грозного)

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Анна Березан, 2 авг 2015.

  1.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Хотелось бы поконкретнее о техническом отставании России..В чём техническое отставание и от кого? От какой-то страны? От какой?
    добавлено: 7 авг 2015
    "
    В России пушки отливали с XVI века (в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге находится одна из чугунных пушек, отлитых в 1600 году).

    Интересно, что производителями артиллерийских орудий в XVI—XVII веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри. К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозерском монастыре. Владели пушками и весьма их успешно применяли Донские и Запорожские казаки. Первое упоминание о применении пушек запорожскими казаками относится к 1516 году. В XIX—XX веках в России и за границей сложилось мнение, что допетровская артиллерия была технически отсталой. Но вот факты: в 1646 году Тульско-Каменские заводы поставили Голландии более 600 орудий, а в 1647 году 360 орудий калибра 4,6 и 8 фунтов. В 1675 году Тульско-Каменские заводы отгрузили за границу 116 чугунных пушек, 43 892 ядра, 2934 гранаты, 2356 мушкетных стволов, 2700 шпаг и 9687 пудов железа"https://ru.wikipedia.org/wiki/Пушка

    Кстати Петя первый и разорил Московский пушечный двор, а потом лазил по колокольням, колокола грабил!
    А как в Европах-то Петю любют@>}--*GIRL_IN_LOVE*
    добавлено: 7 авг 2015
    http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Lapshov_03.pdf
    1601 г. армия Речи Посполитой, учитывая население и ресурсы государства,могла достигать 50 тыс. человек. (У Иоанна IV в походе на Казань 1552 г. 150-тысячное русское войско, вооружение включало 150 пушек. )
    =!Непосредственно на поле боя у поляков НИКОГДА не бывало более десятка орудий...
    добавлено: 7 авг 2015
    =!1812 г. Наполеон-1370 орудий.
    Русские-1600 орудий.
    добавлено: 7 авг 2015
    =! Очень интересная таблица количества вооружений к началу Первой мировой войны:https://ru.wikipedia.org/wiki/Перва...B0.D0.BB.D1.83_.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D1.8B
    Как это ни странно*DONT_KNOW* Даже самолётов у России больше чем у остальных стран?!
     
    Лёна 2014 и Тамара нравится это.
  2.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    "... в силу других исторических причин, взаимоотношения церковной и государственной власти в русской древности были более гармоничными.Впрочем, отступления от канонических норм также имели место (правление Ивана Грозного, столкновение царя Алексея Михайловича с Патриархом Никоном)."

    ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ. Часть III. Церковь и государство
     
  3.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.444
    Симпатии:
    2.307
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный

    добавлено: 8 авг 2015
    Вот это видео показывает всю правду об Иване Грозном.
    добавлено: 8 авг 2015
    Владимир, это изрек мой муж. Он изучает историю с детских лет. Много всего прочитал. Но я ему что касается истории доверяю. Видео, что я сама нашла в инете подтверждает его слова. И я очень рада,что в школе особо не учила историю. Много в ней не правды...
    добавлено: 8 авг 2015
     
    Последнее редактирование: 8 авг 2015
  4.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Лена, как Вы думаете, почему царя Иоанна Собор Русской церкви отлучил от церковного общения и причастия?
    Если он был богобоязненным и верующим человеком, почему такая епитимия ему?
    О Алексей уже ответил исчерпывающе на причины. Чего же тут не понятного? Проблема, как мне кажется, в том, что человек если уж себя убедил в чем либо, то менять мнение и принимать какие-либо аргументы противоположного характера не желает...
    Только не говорите, что царя оклеветали еще при жизни.
     
    Ольга Тгнр и Наталья_* нравится это.
  5.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.444
    Симпатии:
    2.307
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Когда отлучили от церкви и причастия и на сколько.
    В первом видео "портрет без ретуши" все очень подробно и понятно рассказывается. О епитимии я нигде не слышала. А то что Карамзин писал в своих сочинениях, что мы принимали за правду всегда- так это по заказу сказку сочинил.
     
  6.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Ищите и обрящите...

    Если Вы историю изучаете по видео, то естественно, будут виноваты Карамзины и др. историки...
     
    Наталья_* и Алексей-Т нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Леонид, Вы как всегда меня убедили. Технически русские пушки были самые многочисленные, скорострельные, точные и дальнобойные. А еще Россия сначала снабдила врагов своими пушками, а потом терпела от них проблемы.
    Слава Украине!
     
  8.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Где написано такое? О соборном отлучении от церковного общения?
    добавлено: 8 авг 2015
    Героям слава!*HELLO*
     
  9.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.444
    Симпатии:
    2.307
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Наложил епитимью на три года не жениться. Так как четвертый брак противоречил канонам. Но Грозный не виноват, что жен его бояре травили. А с 3-й женой он даже не жил. А кто в то время был патриархом?
    добавлено: 8 авг 2015
    Думаю отлучения от причастия не было.
    добавлено: 8 авг 2015
    В общем у меня нет цели доказывать, что Иван Грозный был святым. А вот Богоугодным для страны был. Он один из лучших правителей и с этим не поспоришь. А у аппонентов не остается больше никаких доказательств "плохого" Грозного, как цепляться к его "зачатию" или его женам.
    добавлено: 8 авг 2015
    А Карамзин был массоном и этим все сказано.
    добавлено: 8 авг 2015
    Царь не может быть святым. Главная задача царя его государство. За которое надо и воевать и казнить. Конечно, человека, вставшего костью в горле запада, надо оболгать, особенно в глазах самих Русских. Пусть спорят, грызутся пока на форумах, мы им темки будем подбрасывать, а там глядишь и до оружия дойдет. Уж жители Украины это должны понимать как никто другой. Скоро горби (Горбачева) к лику причислят.
     
  10.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    А чего Вы пришли тогда на украинский форум? Искали бы сторонников почитания царя Иоанна на российских форумах
     
  11.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Эта кинокомпания чья? ООО "ГОДЛЭНД ПИКЧЕРЗ", г. Москва
    В фильме сказано:
    1. Не осталось подлинных документов времени правления Иоанна IV
    2.Опричные архивы не сохранились.
    3. Сохранность русских архивов наихудшая во все Европе! (Ну конечно...Где уж нам.*CRAZY*прим. мое)
    (=!А где подлинники писем Иоанна IV и др. документов в ОТЛИЧНЫХ европейских архивах? Нету....)
    4. Все имеющиеся документы в редакции 17-18 веков.
    5. Всего 7 документов, которые ВОЗМОЖНО отнести к подлинным. (Что же это такое?=! Письма....) Синодика Иоанна IV нет.)
    6. Более ранние документы есть, (Значит были и документы Иоанна IV. прим .мое)
    7. Карамзин писал Историю по заказу Романовых. (Враньё!*CRAZY*)
    8. Автор фильма говорит: ""Из сохранившихся документов известно, убито Иоанном IV было не более 5 тыс. человек. (Только, что говорил, что нет документов...*CRAZY*)
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Цель этого фильма, подставив под сомнение официальную ВЕРСИЮ истории Иоанна IV, дискридитировать ВСЕХ царей Романовых.
    Из этого фильма:
    1. Романовы захватили престол. (Брехня!*CRAZY*)
    2. При царе Алексее Михайловиче уже за 80 преступлений карали смертной казнью. (Т.е. Алексей Михайлович ещё хуже Иоанна IV. прим. мое)
     
  12.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Да везде, где хочешь...
    Все браки, включая 4-й были с благословения Собора. Последний 4-й был разрешен, одновременно с епитимьей отлучения от причастия. Последующие 5, 6, 7, 8,- вообще нет никаких указаний, что ему кто либо благословлял. Т.е он действовал САМОЧИННО!
    И как утверждают почитатели царя, то оказывается он совершенно не имеет никакого отношения к смертям своих жен. А в монастыри жен тоже бояре ссылали через неделю после свадьбы?
    Бедный, не винный царь! Оболгали его и оклеветали!!!
    Самое интересное, что ни за одного царя такого горячего диспута нет, как за Иоанна! А почему? Да потому, что самые сомнительные фигуры выбираются, для героизации.
    Да пусть он сделал много для страны. С этим спорить не буду. Здесь речь не об этом. Но когда пытаются показать черное в виде белого, то конечно, это не приемлемо...
     
    Тамара нравится это.
  13.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    "не бывает ...... без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем."-От Марка.6
    Ну вот мы и породнились, отец Алексей! =)
     
    Тамара нравится это.
  14.  
    Ольга Тгнр
    Оффлайн

    Ольга Тгнр Мисс Белые Ночи

    Сообщения:
    1.076
    Симпатии:
    2.892
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Что интересно, вся эта информация: о канонизации Иоанна Грозного, Распутина, Cталина, о избранности украинцев, о том, что москалей с деревьев сняли и прочие не менее достойные уважения факты появилась одновременно. И как правило, даже из одних уст. Этот вброс для какой-то гадости нужен, кто-то не зря мутит.
     
    Сергей, Тамара и Наталья_* нравится это.
  15.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
  16.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Итак, что же мы знаем об Иоанне IV ???!!!
    1. Иоанн IV похоронен в АЛТАРЕ Архангельского собора Московского кремля.
    2. Иоанн IV построил около 40 православных храмов, также жертвовал на православные храмы и монастыри. (Отсюда следует, что государство в годы правления Иоанна IV не было бедным.)
    3. У Иоанна IV в походе на Казань 1552 г. 150-тысячное русское войско, вооружение включало 150 пушек. (Т.к. У Иоанн IV царь с 1547 г., то войско подготовлено его предшественниками.)
    4. Царь Фёдор Иоаннович (1884-1998) и царь Борис Годунов с 1598 по 1602 гг. все эти годы на Руси было относительно спокойно. О каких-либо серьёзных внутренних смутах или разборках сообщений нет! Что весьма странно...*DONT_KNOW*
    Если умер (Или отравлен?) тиран, то после его смерти должно было происходить выяснение отношений о справедливости во власти?! Должно! Но нет сообщений...
    5. Уничтожены: Казанское, Астраханское, Сибирское ханства. (Крым останется ханством до 1783 г. Ибо забрать Крым-означает победить Османскую империю, что в XVI веке для Руси ещё невозможно!)
    6. Проведен огромный объём работ для создания оборонительной (Береговой.) линии для защиты от крымских татар по реке Ока, затем Тульской оборонительной линии, затем Белгородская черта.
    7. Присоединена Чернигово-Северская земля.
    8. Вновь построено множество городов и сёл на новых Южных территориях.
    9. 1554-57 победа в войне со Швецией.
    10. В 1559 г. разгромлен ливонский орден.
    11. 1560-1569 война с Литвой.
    12. 1569 Литва объединена с Польшей и Русь воюет с Речь Посполитой (войска для Речь Посполитой собирают все эти годы со всей Европы, но истощаются и всеевропейские ресурсы...) до 1882 г. и не проиграла войну выдержала!!!

    "Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье… поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать её политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного…(Не хуже Гебельсовской пропаганды!*CRAZY* прим. мое)"https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_...B4.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D1.8B
     
    Тамара нравится это.
  17.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
  18.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Из БСЭ:
    Московское государство:
    1462 г. (Неселение. чел.\ тер. млн. кв. км) 3 млн. чел 0,43
    1533 6 2.8
    XVII в. 8 4.0
    Конец XVII в. 10-11 5.5-7
    добавлено: 9 авг 2015
    Ссылка на два источника:
    1. Посольская книга папского двора. Написано дьяком.
    2. Записи самого Антония Посевина, посла от Римского папы к Иоанну IV.

    "Настала наконец пора, что царь Иван Васильевич сам обратился к папе и отправил (1580) (Иоанн IV умер18 марта 1584 года)в Рим своего гонца Шевригина, хотя более уже пятидесяти лет туда не приходили послы из России. Царя вынудила к тому несчастная война с польским королем Стефаном Баторием. В письме своем, которое представил папе Григорию XIII Шевригин, царь уверял, что желает иметь союз и постоянные сношения с Римским владыкою, как и со всеми христианскими государями, просил примирить его с Баторием и для этого прислать в Россию своего посла, давая обещание, что по заключении мира с Польшею обратит свои силы вместе с другими государями против турок, а о вере, о соединении с Римскою Церковию, вопреки ожиданиям папы, не сказал ни слова. "
    "Григорий XIII не захотел упустить такого благоприятного случая для распространения католицизма и послал в Москву не обыкновенного посла, какого просил царь, а ученейшего богослова иезуита Антония Поссевина, саном пресвитера, чтобы он прежде всего повел дело с царем о вере и о соединении его с Римскою Церковию"
    "Царь Иван был очень доволен прибытием папского посла, дозволил по просьбе его италианским купцам торговать в России, иметь при себе своих священников и совершать обряды своей веры, хотя и примолвил: "А церквей римских в России не будет, как и прежде не бывало", обещал объявить послу свое мнение и относительно соединения вер, но прежде желал, чтобы Антоний отправился к Баторию и расположил его прекратить войну и заключить мир с Россиею"
    Тогда назначен был день (21 февраля), в который Антоний с тремя иезуитами явился в тронную государеву палату, где сидел уже царь, окруженный множеством своих бояр.

    "" Царь сказал: "Видишь, мне уже 51 год, недолго остается жить, и не годится переменять ту веру, в которой я воспитан. Настанет день Суда, когда Бог рассудит, наша ли вера истинная или латинская. Впрочем, я не запрещаю тебе, как посланному папою Григорием XIII для защиты римской веры, исполнять твой долг: можешь говорить, что считаешь нужным".

    .Антоний Поссевин сказал: " Если ты соединишься верою с папою и всеми государями, то при содействии их не только будешь на своей прародительской отчине - в Киеве, но и сделаешься императором Царьграда и всего Востока". Государь отвечал: "О вере я к папе не писал да и с тобою не думал говорить о ней, чтобы не причинить тебе чего неприятного, и потому, что мой долг - заправлять мирскими делами, а не духовными. Если ты говоришь о вере, ты прислан на то от папы и сам поп, а нам без благословения митрополита и всего освященного Собора говорить о вере непригоже. Впрочем, знай, что мы веруем не в греков, а во Христа. Что же до Восточной империи, то Господня есть земля: кому захочет Бог, тому и отдаст ее. С меня довольно и своего государства, других и больших государств во всем свете не желаю".
    добавлено: 9 авг 2015
    добавлено: 9 авг 2015
    Царь: "Мы приняли христианскую веру с самого начала христианства, когда апостол Андрей приходил в наши страны и отсюда отправился в Рим, потом при Владимире она еще более у нас распространилась. Таким образом, в одно и то же время, когда вы в Италии приняли христианскую веру, приняли ее и мы, но у нас она сохранилась неповрежденною доселе, а в римской вере ныне семьдесять вер, как ты сам говорил мне в Старице". Антоний: "В Риме всегда пребывала та вера, которую проповедали вначале Петр и Павел, за нее потом почти триста лет проливали кровь свою преемники Петра, а последующие, хотя и жили в более покойные времена, сохранили ее неповрежденною среди всех треволнений. В Риме не семьдесять вер, а одна, семьдесять же и еще более ересей пошли от Лютера, и все они прокляты". Царь: "То хорошо, что папы проливали кровь свою за веру Христову. Ибо Христос сказал: Не убойтеся от убивающих тело, душу же не могущих убити". Антоний: "Вот и я пришел в Московию смело во имя Божие, а других посылает папа в Индию и в другие страны света, и они переносят все за имя Христово". Царь: "Написано: Шедше, научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари. Когда совершали это все апостолы, ни один из них не был больше другого, а от них пошли епископы, архиепископы, митрополиты, в том числе и наши". Антоний: "Прочих апостолов Христос послал на проповедь с одинаковою властию, но одному Петру дал то, чего не дал им,- ключи Царства Небесного и поручил утверждать братию и пасти своих овец. Если и происшедшие от других апостолов епископы сохраняют свою власть, не тем ли более должно сохранять ее седалище Петра, которое и врата адова не одолеют и которое пребудет до скончания века по обетованию Христову?" Царь: "Мы признаем Петра и многих святых пап - Климента, Сильвестра, Агафона, Льва, Григория и других. А последующие затем папы - какие они преемники Петра? Живя нечестиво, с такою же ли властию они седят на седалище Петра?"Антоний: "Без сомнения, с такою же, потому что они постоянно следовали Писанию, канонам и учению тех древних пап, которых и вы признаете. А что до нравственности, то сила таинства и управление Церковию, предоставленное папам, зависят не от жизни людей, но от непреложного установления Христова. Да и не все то правда, что говорят про пап отделившиеся от Тела Христова... Ты, конечно, законный наследник князя Владимира святого и его преемник - что ж, если бы кто вздумал отвергать твою наследственную власть или твоих предков ради того, что они совершили что-либо по немощи человеческой? Разве не следовало бы такого обличить, не говорю - подвергнуть наказанию?" Эти слова взволновали царя, и он, почти поднявшись, сказал: "Знай, что папа не пастырь". "А если не пастырь,- отвечал Антоний,- то зачем же ты посылал к нему о твоих делах, и разве ты и твои предместники не всегда называли его пастырем Церкви?" Тогда царь вышел из себя, вскочил с места, и все думали, что он поразит Антония своим жезлом, но царь только сказал: "Тебя, верно, мужики на площади научили говорить со мною, как с мужиком".
    добавлено: 9 авг 2015
    Этот текст взят из:
    Митрополит Макарий "История Русской Церкви."
    ОТДЕЛ ВТОРОЙ
    СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТ МИТРОПОЛИТА СВЯТОГО ИОНЫ ДО ПАТРИАРХА ИОВА, ИЛИ ПЕРИОД РАЗДЕЛЕНИЯ ЕЕ НА ДВЕ МИТРОПОЛИИ (1448-1589)

    II. Отношение к Церкви Римской:
      • Как у нас смотрели на латинян и их веру
        • Попытки пап и ревнителей папства к совращению русских:
          а) при великих князьях Василии Васильевиче и Иване III
          б) при Василии Ивановиче
          в) при Иване IV. Его беседа о вере с Антонием Поссевином
    добавлено: 9 авг 2015
    Далее беседа царя с Посссевиным продолжается. Сказать, исходя из этой беседы, что царь "перемолился"?!*DONT_KNOW*
    добавлено: 10 авг 2015
    Мнение о изменении личности царя (Жестокость и пр) в следствие перенесённой болезни в 1553 г. (Возраст царя на момент болезни 22 года!)НЕВЕРНОЕ!!!
    Беру свои слова обратно!


     
    Последнее редактирование: 9 авг 2015
    Тамара и Сергей нравится это.
  19.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Оглавление
    Глава 8

    м. Макарий. История Русской церкви. Том 3. Отдел 2
    ГЛАВА IX
    I

    "Из афонских монастырей Иван IV наиболее благодетельствовал Пантелеимонову, называвшемуся русским и ктиторией русского государя, и сербской Хиландарской лавре. В 1543 г. он пожаловал первому монастырю грамоту, в которой приказывал не только давать его старцам свободный проезд по России и не брать с них на пути никаких пошлин, но и доставлять им корм и подводы. По этой-то, конечно, грамоте приходили к нам в 1547 г. из Пантелеимонова монастыря строитель Савва и три другие брата просить милостыню "на прокормление, вспоможение и искупление" своей обители, и, после того как государь "почтил их и удовлетворил" из собственной казны, митрополит Макарий написал еще окружное воззвание ко всем сынам Русской Церкви, приглашая их жертвовать по мере сил на ту же обитель. В 1550 г., извещая государя о полученной от него милостыне, братия обители извещали также, что на деньги, присланные его покойным отцом, они построили лишь половину монастырской ограды, а другая половина рассыпалась, что монастырь задолжал 600 рублей и терпит насилия не только от турок, но и от греков, отнявших у него многие его земли, и умоляли вновь пособить им и написать о них турецкому султану. Иван Васильевич не отказал в пособии и действительно написал турецкому султану, прося Пантелеимонову монастырю "защищения и облегчения дани". В 1554 г. царь приказал выдать старцу этого монастыря Евфимию грамоту на беспрепятственное путешествие по России для сбора пожертвований, а в 1571 г. чрез купца Барзунова послал в этот монастырь двести рублей по царице своей Анастасии, сто пятьдесят по брате Юрии и серебряную чашу по царице Марии."
    добавлено: 11 авг 2015
    Не менее, если даже не более, участия принимал царь в судьбе сербской Хиландарской лавры. В 1550 г. прибыл из нее в Москву игумен Паисий с грамотою к царю ото всех своих братий, в которой они горько жаловались на бедственное положение своей обители и притеснения не только от турок, но и от греческих монастырей. "Ныне,- писали старцы,- монастырь наш обветшал и кельи все порушились; церковные сосуды, златые и серебряные, честные кресты, святые Евангелия, кадильницы, рипиды и иная церковная утварь заложены у турок и жидов за полторы тысячи рублей, а помощи монастырю ниоткуда нет... Плачемся тебе, царю и государю, умилосердись, пошли до турецкого султана свое царское слово, чтобы не брал с нас дани и пошлин и велел возвратить нам пашни, которые отняли у нас греки; они богаты и дают туркам великие посулы, отнимая у наших монастырей пашни, а нам нечего давать туркам... Ныне наши монастыри словенского языка в Греческой земле пребывают в чуждостранствии, и мы алчем, и жаждем, и наготуем без своих царей и ктиторов у безбожных агарян. Сотвори милость с нами". Государь немедленно послал (1551) свое ходатайство турецкому султану и о Хиландарском монастыре. Затем (1554-1556) выдал монастырю жалованную грамоту на свободный приезд его старцев в Россию за милостынею; принял монастырь и всех его иноков под свое особое покровительство, выражаясь в своей грамоте: "Хотя они и не под нашим обретаются начальством, но, видя их скорбь, и утеснение, и смиренное припадание к нашему царству, мы приняли их во имя государства нашего для вспоможения и пропитания их во всяких бедах",- пожаловал монастырю в Москве подворье со всеми потребными хоромами, в новом городе Китае, по правую сторону Богоявленского монастыря, и позволил трем его старцам собирать милостыню в Новгороде и по всем новгородским монастырям. В 1557 г. послал в монастырь чрез этих старцев триста рублей и богатую завесу к царским вратам, шитую золотом и унизанную жемчугом, причем также послали от себя: царевич Иван - серебряную позолоченную панагию и князь Юрий Васильевич - пятьдесят рублей деньгами. В 1559 г. послал архимандриту монастыря Прохору чрез новгородского софийского архидиакона Геннадия еще триста рублей. В 1571 г. пожаловал этому же архимандриту Прохору, находившемуся в Москве, пятьсот рублей на помин царицы Анастасии и послал в монастырь чрез купца Барзунова еще сто пять рублей на поминовение брата Юрия. А около 1580 г. послал архимандриту монастыря Феодосию сто двадцать рублей. Надобно заметить, что в 1571 г., кроме монастырей Хиландарского и Пантелеимонова, государь послал чрез купца Барзунова и к проту и всему Собору Святой горы семьсот рублей по царице и четыреста рублей по брате для раздачи всем прочим монастырям Афона.
    добавлено: 11 авг 2015
    Последняя и самая значительная милостыня на Восток от царя Ивана Васильевича была милостыня по убитом им сыне царевиче Иване. С нею он отправил в 1582 г. разом два посольства: Трифона Коробейникова с товарищами в Царьград, Антиохию, Александрию, Иерусалим, на Синайскую гору и в Египет и Ивана Мешенина с товарищами в Царьград и во Святую гору. Сколько послано было с Коробейниковым - неизвестно, замечено только, что к одной великомученице Екатерине на Синайской горе назначено было пятьсот рублей. А от Ивана Мешенина сохранился подробный отчет о розданной им милостыне, из которого видно, что Цареградскому патриарху Иеремии доставлено шестьсот рублей и сорок соболей; по монастырям в Царьграде и в окрестностях его и нищим роздано тысячу рублей; на Афоне Ватопедскому монастырю дано 820 рублей, Хиландарскому - 700 рублей, Пантелеимонову, находившемуся тогда в запустении,- 500 рублей, а прочим монастырям роздано через прота Святой горы 2870 рублей; следовательно, всего 6490 рублей. В сентябре 1583 г. царь послал еще в Царьград и на Афон торгового человека Марка Сампсонова с милостынею по царевиче, хотя и незначительною, и именно: патриарху послал сорок соболей, в Пантелеимонов монастырь - ризу и стихарь, в Хиландарский - полное облачение
    и в то же время велел отпустить милостыню по душе царевича в два монастыря Сербской земли - Троицкий и Вознесенский чрез находившихся в Москве старцев их по двадцати рублей. Всего послано было царем на Восток милостыни по царевиче Иване, как слышали современники-иностранцы, до 10000 рублей и даже гораздо более.
    добавлено: 11 авг 2015
    Что такое русские ценности? | Страница 5 | I Православный Форум Украины
    Здесь о пожертвованиях Иоанна VI четырём Восточным Патриархатам.
     
    Тамара нравится это.
  20.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Оглавление
    Глава 6

    м. Макарий. История Русской церкви. Том 3. Отдел 2
    ГЛАВА VII



    I
    2. Денежные вклады и пожертвования за поминовение живых и умерших. Этого рода вклады в монастыри хотя не были так обыкновенны и многочисленны, как вклады землями, селами и вообще недвижимыми имуществами, но в некоторых монастырях достигали значительной величины. Самые большие денежные вклады поступали в монастыри от великих князей или, точнее, от великого князя Ивана Васильевича IV в продолжительный период его царствования. Например, в Троице-Сергиев монастырь от Ивана Васильевича III вовсе не было денежных вкладов, как и земельных; сын его Василий Иванович в 1506 г. пожаловал вкладу по отце своем 60 рублей и в 1519 г. по брате своем Семене Ивановиче 30 рублей; а великий князь Иван IV пожаловал в 1534 г. по отце своем 500 рублей, в 1548 г. чрез Алексея Адашева - 7000 рублей, в 1562 г. по царице своей Анастасии 1000 рублей, в 1564 г. по брате своем Юрии Васильевиче 1000 рублей, в 1570 г. по царице своей Марии 1800 рублей, в 1572 г. по царице своей Марфе 700 рублей, в 1582 г. по сыне своем Иване 5000 рублей, в 1584 г. по самом себе 5000 рублей и в разные годы по разных лицах: родственниках, князьях, боярах, дьяках то по 100, то по 200, то по 300, по 400 и по 500 рублей, так что всех денежных вкладов этого государя в Сергиев монастырь насчитывается до 25157 рублей. В Кирилло-Белозерский монастырь от великого князя Ивана III вкладов также вовсе не было, а великий князь Василий Иванович пожаловал 1000 рублей на покупку села, и затем Иван Васильевич IV пожаловал по двум своим дочерям Анне и Марии 300 рублей, в 1562 г. по царице своей Анастасии 500 рублей, в 1564 г. по брате своем Юрии 300 рублей, в 1570 г. по царице своей Марии 500 рублей и за здравие сына своего царевича Ивана 1000 рублей, в 1572 г. по царице своей Марфе 200 рублей и за здравие свое и детей своих 2000 рублей, в 1582 г. по сыне своем Иване 2000 рублей, в разные годы по разным своим родственникам, также по многих князьях, боярах и других по 100, по 200, по 300 рублей и более (между прочими и по Сильвестре попе да по сыне его Анфиме 25 рублей и 25 алтын), по опальных людях 900 рублей, а всего до 18493 рублей; наконец, великий князь Федор Иванович пожаловал по отце своем 1333 рубля. Царь Иван Васильевич щедро жертвовал и на другие обители, например в Соловецкую пожаловал в 1551 г. тысячу рублей, а в Отнюю пустынь в 1572 г. - 2644 рубля. Вслед за государями великими князьями делали в монастыри денежные вклады и государыни великие княгини (например, Елена дала в Сергиев монастырь по муже своем Василии Ивановиче 500 рублей) и их дети (царевич Федор Иванович в 1570 г. дал в Кирилло-Белозерский монастырь 600 рублей), равно и другие князья и княгини, бояре и служилые люди (например, боярин конюший Борис Федорович Годунов дал в Сергиев монастырь по своим родителям 500 рублей и за здравие свое и своего семейства 500 рублей), архиереи (например, митрополит Даниил дал вкладу в Иосифо-Волоколамский монастырь за преподобного Иосифа и за себя 590 рублей), настоятели монастырей, и простые монахи, и вообще люди всех званий и состояний.
    добавлено: 11 авг 2015
    3. Пожертвования хлебом и разными другими вещами. Так, в Кирилло-Белозерский монастырь еще великий князь Иван III велел ежегодно отпускать рожь из княжеских запасов, хотя неизвестно, в каком количестве, и в то же время белозерские князья ежегодно отпускали для храмовых праздников сыр, масло, рыбу; князь Владимир Андреевич с своею матерью в пять лет, начиная с 1553 г., пожаловали: 3900 четвертей ржи, 3250 четвертей овса, 178 четвертей пшеницы, 30 четвертей ячменя, 20 - конопляного семени и 16 - гречневых круп; царь Иван Васильевич в 1571 г. прислал 100 пудов меду, а в 1582 г. подарил 10 коней. Здесь же можно упомянуть и о тех драгоценностях, которые жертвовали князья, княгини и другие лица если не на содержание самих монастырей, то на содержание и украшение их храмов и богослужения, каковы: иконы в серебряных и золотых ризах, украшенных жемчугом и другими драгоценными камнями; золотые сосуды церковные с такими же украшениями, золотые блюда, кубки, чары; богато украшенные плащаницы, воздухи, пелены к иконам, покровы на мощи святых; церковные облачения, колокола. Например, царь Иван Васильевич однажды пожаловал в Кирилло-Белозерский монастырь полное облачение на игумена и полное облачение на диакона, украшенные жемчугом, яхонтами и другими камнями, и эти два облачения стоили 6000 рублей, а один старец, постриженник Сергиева монастыря Варсонофий Якимов, пожертвовал в этот монастырь колокол в 200 пудов ценою в 520 рублей. Новгородским архиепископом Феодосием пожертвованы в Иосифо-Волоколамский монастырь, по современному сказанию, "образы Божественные, окладные златом и сребром, и святыя книги, числом 21, и блюда сребреные 2, да панагея сребряна и золочена, да три колокола, да паникадило большое, да четыре паникадильца малы, да 75 рублев денег".
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...