Что такое великодушие?

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Сергей, 19 янв 2015.

  1.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.496
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Мы просим Господа в молитвах о даровании великодушия. Что это такое? Прощение ближним, щедрая милостыня или что-то иное?
     
    Юлька, Ольга Тгнр, boris220 и ещё 1-му нравится это.
  2.  
    gabelko_natasha
    Оффлайн

    gabelko_natasha Мисс Сочувствие

    Сообщения:
    638
    Симпатии:
    1.921
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне понравился ответ на этот вопрос в фильме "Дом у реки". Там отец ответил примерно так: "У одних душа маленькая, как кошелёк, и вместить может в себя немного... только деньги. А у других она большая и может вместить в себя многое и многих. Там есть место любви, прощению, терпению, сопереживанию и т.д. Великая, большая душа!" Ну, вот как-то так и я это понимаю=)
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    А можно пример из молитв?
     
    Юлька и Тамара нравится это.
  4.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Молитвы на сон грядущим, молебные молитвы св.Иоанна Златоуста, числом 24.
    Прошение: "Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость".
    P.S. Первое, что вспомнилось. Возможно есть еще.
     
    Юлька, Сергей и Тамара нравится это.
  5.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара Прекрасная Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.149
    Симпатии:
    7.074
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    просто просишь великодушия и всё, а что это такое, может слово просто красивое?
     
    Юлька и Сергей нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Великодушие из молитвы Златоуста я всегда воспринимал как "долготерпение", то есть иметь возможность отомстить, и не сделать этого. Вообще-то, долготерпение означает очень многое. В целом: имея силу, не воспользоваться ею по страсти, в первую очередь - гнева. Этим она отличается от терпения, когда человек терпит крест, который вне его воли.

    Но это личный молитвенный опыт (я имею в виду молитву Златоуста).

    Пример долготерпения: ударившему по правой щеке - обратить левую, хотящему отнять верхнюю одежду - отдать и рубашку, идти два поприща, когда требуют идти одно.

    Вся бытовая (и форумная) жизнь состоит из возможности поступить или долготерпеливо, или "по справедливости" (как безумный заимодавец из Мф18).

    Если я не прав, я не настаиваю.
    Вообще-то словом "великодушие" я называю другое. Но вот в этой молитве акцент у меня всегда падает на "соседей", в смысле которых и великодушие звучит в унисон.
    добавлено: 19 янв 2015
    Вообще-то долготерпение - это одно из важных свойств Божьих, в которых мы реально можем уподобляться
    добавлено: 19 янв 2015
    Если не в отношении молитвы Златоуста, то под великолушием я понимаю духовное благородство. Макарий Великий говорит, что в духовной жизни важно помнить о своем благородстве - о богообразности. То есть, понижая в себе горы (тщеславие и гордость), возвышая долы (похоть и чревоугодие), исправляя извилистые помыслы и стропотные места :
    (сребролюбия и гнева), мы очищаем себя от своего неблагородства, и возвращаемся к великодушию.
    Наиболее сильно великодушие проявляется в том, в чем Сам Бог указал. В МИЛОСЕРДИИ. Милосердие (милость) себя проявляет лучше всего в том, чтобы покрывать недостаток ближнего своим великодушием.

    ----
    один из видов "мести" - разозлиться и злословить. Хотя бы и в мыслях
     
  7.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.112
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Отлично сформулировано, как для меня, это самое понятное и самое подходящее определение. Сергей, Вам за вопрос спасибо, отцу Алексию за ответ спасибо. Всё таки форум отличный инструмент, если его правильно использовать!!!
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Сделаю, наверное, маленькую заметку.
    Слово "великодушие" встречается в Библии.
    В Новом Завете: 14 раз (существительное) 1 раз наречие ("великодушно").

    Звучит оно по гречески: "макротимИя" или "макрофимИя"

    1. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. (Иак.5:10)

    2. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. (1Пет.3:20)

    3. и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, (2Пет.3:15)

    4. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? (Рим.2:4)

    5. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, (Рим.9:22)

    6. во всем являем себя, как служители Божии, .... в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, (2Кор.6:4-6)

    7. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал.5:22,23)

    8. я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. (Еф.4:1-3)


    9. мы.... не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, (Кол.1:9-11)

    10. облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. (Кол.3:12,13)

    11 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. (1Тим.1:16)

    12. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, (2Тим.3:10)

    13 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. (2Тим.4:2)

    14. дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. (Евр.6:12)

    Долготерпение или великодушие.
    Здесь есть параллель с тем, что чтит Восток в своей нирване.

    Вообще-то слово-терменоэлемент "фИмос" или "тИмос", которое входит в слово "великодушие" в медицине используется очень часто: циклотимия, гипертимия, дистимия.... "Тимос" - означает "настроение", и "дух" в смысле "я сегодня не в духе". Настроение (дух) очень красиво рассматривается психиатрией. Это устойчивое состояние. Краска и содержание наших чувств.

    Получается, что "Макро-Тимия" - это настроение, которое подобно океану, который невозможно возмутить ни упавшим камнем, ни утонувшей горой - все невозмутимо утонет в нем.

    Библейское упоминание этого слово указывает на великодушие - как на свойство Бога. Указывается, что источником его в человеке является не дело, но Дар Святого Духа. Но, в то же время, дается заповедь возделывать его. (в принципе, помня притчи о Сеятеле и Талантах, мы не видим в этом противоречия)

    ----
    я не очень силен в греческом, но там есть еще один "фИмос", который пишется не через "о", а через "омегу". Есть ли общность между этими словами? потому что вскрыло бы большую массу параллелей из Нового завета - постоянно вращаясь в разных понятиях...
    Например, здесь: "Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает" (1Тим.3:1) Последнее слово: наше любимое "эпифимия" - "эпитимия" - горячее вожделение, стремление, жажда. Между макротимией и эпитимией разница в первом корне (макро - это нечто великое, а эпи - "лежащее сверху, как кожа или капюшон") . Ну, это мой домысел, потому что написание "фимии" отличается.
    добавлено: 21 янв 2015
    Образец такой "макротимии" - великодушия, долготерпения.


    "Авва Пимен, авва Анув и прочие братия их, числом пять, сыны одной матери, приняли монашество в Скиту. На эту пустыню сделало нападение варварское племя Мазики; они разорили хижины монахов и умертвили многих из отцов. В числе убитых был и преподобный Моисей Мурин. Пимен и братия его спаслись бегством из Скита. Они пришли в место, называемое Ференуф, и все семь остановились на время там в опустевшем идольском храме, с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену: сделай милость, ты и братия, исполните мою просьбу: в течении этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы. Авва Пимен отвечал: сделаем по желанию твоему. Они и поступили так. В храме стояла каменная статуя. Анув, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. Так делал он в течении всей недели. В субботу братия сошлись вместе, и сказал авва Пимен авве Ануву: видел я, авва, что ты в течении этой недели кидал каменьями в лицо статуи, а потом покланялся ей и просил у нее прощения: верующий во Христа не должен кланяться идолу. Старец отвечал: сделал это я для вас. Когда, как вы видели, я кидал камнями в лицо статуи, произнесла ли она что? рассердилась ли она? Авва Пимен отвечал: нет. Анув: опять, когда я просил у нее прощения, смутилась ли она? сказала ли: не прощаю? Авва Пимен отвечал: нет. На это сказал авва Анув: так и мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, - будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом, - вот! четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет. Братия пали ниц пред аввою Анувом, дали обещание поступать по его совету, и пребыли вместе в великом смирении и терпении многие годы, с одною целию стремления к христианскому совершенству. В
     
  9.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Я не сильно вникала, но нашла такой отрывок (пишут, что это из книги по антропологии А. Позова, я ее не читала, но уже успела заинтересоваться и скачать):

    "Три части души:
    1) рассудительная, мыслительная или интеллектуальная сила, логос или дианойя,
    2) сила раздражительная или чувствительная, тимос, и
    3) сила желательная или вожделевательная, эпитимия.
    Иначе эти силы называются: логикон, тимикон и эпитимитикон.
    Максим Исповедник дает краткую характеристику душевных сил в их взаимоотношениях:
    "Три силы души суть: логос, эпитимия, тимос. Логосом мы ищем, эпитимией мы желаем (или жаждем) искомого блага, а тимосом мы действуем (или боремся, напрягаем силы)".

    По поводу знания древнегреческого, то некоторые слова можно тут проверять - Большой древнегреческий словарь
    Но я не знаю, как правильно пишутся греческие слова, о которых Вы говорите...

    P.S. Читать всерьез антропологию Позова все же не буду. Есть у него какие-то уклоны в увлечение неправославными построениями, если я верно поняла - Зенько Ю. М. "Древне-церковная антропология" Авраама Позова (1890-1984) - текст статьи
     
    Последнее редактирование: 21 янв 2015
    Тамара нравится это.
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    У меня раньше стоял Альфа: Древнегреческо-русский словарь. Составил И. Х. Дворецкий, под ред. С. И. Соболевского. Словарь издан государственным издательством иностранных и национальных словарей, Москва, 1958. Компьютерная версия - Сергей Гурин, помощь в корректуре - Тамара Гурина и Юлия Обжерина. Россия, Томск, 2005.

    Но он почему-то у меня стал глючить.

    Чем словарь был хорош: он давал лексические ячейки, когда можно было просмотреть родственные слова.

    Спаси Бог за ссылку. Кое-что получилось
     
    Тамара нравится это.
  11.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот "о-микрон"
    [​IMG]

    а вот похожее уже с "омегой":

    [​IMG]

    P.S. Я боюсь проводить какие-либо параллели, но меня заинтересовало еще одно смысловое поле, связанное с θυμ-, а именно указание на жертву, жертвоприношение (θῦμα), на причинение душевной боли и страдание.
    добавлено: 21 янв 2015
    P.P.S. Κύριε, δος μοι υπομονήν, μακροθυμίαν και πραότητα - так звучит по-гречески прошение Златоуста "Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость".

    [​IMG]
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...