Женщина в "особые" дни и посещение храма

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем Anna, 1 ноя 2009.

  1.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.570
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Дорогой Гэндальф, спасибо за столь интересные цитаты, думаю, они многим будут интересны, но на меня Вы все таки зря ополчились. Я отвечал на вопрос исходя из современной церковной практики. Ибо прийдя в ближайший к своему дому храм человек встретит там именно эту практику. Которая сложилась, между прочим, тоже не на пустом месте и в основе своей ориентирована на те же апостольские правила и постановления соборов.

    Будет интересно если Вы напишите по пунктам, что именно Вы не нравится. и почему.

    А еще интереснее узнать, что в связи с этим Вы предлагаете делать. К чему призываете? Или ничего не предлагаете делать, а только задуматься.
     
    Тамара нравится это.
  2.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Вы, наверняка лучше меня знаете, что в храмах никаких правил соборов не ведают. Им даже не ведомы такие мэтры церковного права как Скабалланович, Вальсамон, Цыпин, еп. Вениамин (Милов) и др.
    Я не совсем понял речь. Впрочем, мне не нравится когда собственные домыслы выдают за древниее предание или православное учение. В частности манихейские корни гнушения женским полом прослеживаются в этой несправедливой практике надмения М. над Ж. по причине их "месячных". Вообще, интересоваться что происходит у прихожанок под юбкой, мне кажется, неэтично. Когда женщины стоят как наказанные у входа в храм "бо им нельзя" мне тоже кажется выявлением их менструаций, что также мне кажется неэтичным.
    "Призываю", это - громко. Я советую избавиться от того, о чём писал Свт. Киприан Карфагенский: «Незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть застарелое заблуждение».
    В одесском Ж. монастыре те, кто поют на клиросе (на солее) ступают на неё круглый месяц - игуменья разрешила. Есть храмы, где на женские менструации никто не обращает непристойного, с моей точки зрения, внимания.

    Цитаты к теме:
    Папа Григорий Великий (Двоеслов): "Кроме времени после деторождения женщины не могут вступать в сношение со своими мужьями во время месячных, и священный закон велит даже карать смертью всякого, кто приблизится к женщине в это время (Левит, 20;18) Однако не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?... Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха... И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества... Предоставьте женщин собственном уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью"(Письмо архиепископу англов Августину (VI век). Цит по "Церковной истории англов" Бэды Достопочтенного).

    Свт. Феофан Затворник (письмо 500): «(ежемесячные) кровотечения не суть душевная нечистота – духовная, а нечистота вещественная – телесная… Довольно после них омываться дочиста, чтобы никакого следа не оставалось, и бельё переменить, и руки вымыть… И потом делайте всё со спокойной совестью».

    Придание ритуальной нечистоте онтологического статуса влечёт за собой необходимость признать ближнего своего («критическую женщину») более нечистым, чем ты сам! Что противоречит общей аскетической установке. Святые отцы зрели в душу и там находили нечистоты, а ныне некоторые ищут и находят её, извините, не в том месте.

    Свт. Феофан Затворник (письмо 925): «Относительно ночных осквернений нельзя одного правила держаться, потому что разные бывают тут обстоятельства. Бывает истечение влаги совсем несознаваемое…, а иное бывает с сознанием, но без всякого похотения и телесного, и душевного, и даже с сопротивлением ему во сне. Эти два случая ни к чему не полагают препоны… ни даже к принятию Таин и служению Литургии».
    Примечательно, что святитель "несознаваемое", т.е. "без похотения" решительно относит к непогрешительному. Даже священнику можно спокойно служить Литургию, следовательно, Причащаться. Женщины также без похоти выводят свои истечения, почему же некоторые считают что женщинам - низззя!?:av:

    Для полноты картины:
    Очень уважаемый мной и всеми, недавно отшедший ко Господу, Патриарх Сербский Павел из изучения церковных правил, касающихся этой тематики, сделал вывод, что «месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная – креститься, она бы не могла (???). Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься» . Нельзя не заметить внутреннего противоречия в запрете на Причастие и отрицании ритуальной нечистоты.
     
    Последнее редактирование модератором: 18 мар 2010
    Просто Оксана нравится это.
  3.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Я считаю, что такое противоречивое отношение связано еще и с тем, что речь идет о крови. А поскольку Евхаристия есть бескровная жертва, возможно эта коллизия и породила смущение в умах прежде живших законодателей церковных...
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    о. Всеволод, наверное, прав. Так или иначе, мужество Великого поста вопиет к признанию "древнего заблуждения" древним заблуждением. Это полезно для присносходящего с православных уст смирения.
     
  5.  
    Евгений
    Оффлайн

    Евгений Новичок

    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Скажу какие есть правила на сей счет.
    Вопрос 7: Аще жена усмотрит приключившееся ей обычное женам: должна ли она в тот день приступити к Святым Тайнам, или нет?
    Ответ: Не должна, доколе не очистится.
    Вальсамон. Имевшие удостоится божественного крещения вносились в особые списки теми, кто священнодействовал в церкви. Предложен был вопрос: если жена, записавшись как имеющая креститься, подвергнется месячному течению, когда должно просветить ее? На это сей божественный отец отвечал: когда очистится, ибо пока не пройдут узаконенные дни, она считается находящеюся в нечистоте и не должна быть ни крещена, ни удостоена божественных Таин.
    Синопсис. Находящаяся в очищении не должна причащаться, пока не очистится.
    Славянская кормчая. Правило 7. Жена, аще узрит по обычаю женских, не подобает ей преступити к общению Таин, дондеже очистится.

    вот еще

    2пр. Дионися Александрийского О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или преступити к святой трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовы. Ибо и жена имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии, и как бы ни был расположен, поминати Господа, и просити помощи, не возбранно есть. Но приступати к Тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душею и телом.

    Зонара. Еврейские женщины, во время течения месячных кровей, сидят в уединенном месте и не прикасаются ни к кому, пока не пройдет семь дней; отсюда взялось выражение: ev afebro, указывающее на то, что оне отделяются от сидения (ebra) c прочими, как нечистые. А сей отец, быв спрошен относительно верных женщин: должно ли им, когда их беспокоит течение месячных кровей, входить в церковь? Ответил, что не должно, и привел в пример кровоточивую в Евангелии, которая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю ризы Его; молиться же и призывать Господа, говорит (отец), не должно быть возбраняемо им и в такое время; а входить в храм Божий, или причащаться Тайн, оне не должны.

    Вальсамон. Еврейские женщины, во время течения месячных кровей, безмолвствуют, сидя в уединенном месте, пока не пройдут семь дней и не прекратится месячное течение. Отсюда взялось выражение: ev afebro, означающее, что оне отделяются от сидения с прочими, как нечистые. Итак, святый отец, быв спрошен относительно верных женщин, можно ли им, в состоянии месячного очищения, входить в церковь, ответил, что этого не должно быть, и привел пример кровоточивую в Евангелии, которая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю ризы Его; молиться же и призывать Господа, говорит, не должно быть воспрещено им и в такое время; а входить в храм Божий или причащаться Тайн, оне не должны. Не смотря на такое определение великого архиерея, мы видим ныне, что в женских отделениях церквей, и особенно в монастырях, таковые женщины бесстрашно стоят в предхрамьях, украшенных различными святыми изображениями и назначенных для славословия Бога; и когда спрашиваем: каким образом это бывает? Нам отвечают, что оне не в церковном собрании занимают место. Мне кажется это не так; ибо предхрамья не суть обыкновенные места, каковы ходы пред церквами, но часть их, назначенные для тех жен, которым не возбраняется присутствовать в церковном собрании: каковое предхрамье есть второе место покаяния, для называемых слушающих; в нем не дозволяется стоять и мужчинам, если им назначена епитимия – не участвовать в церковных собраниях, но плакать вне его. Итак, нужно, чтобы подобные предхрамья, в которых должны стоять нечистые женщины, не составляли такой части церквей, где священники проходили с божественными дарами во время херувимской песни, кадили, может быть, находящимся тут гробам и святым, и совершали какие либо молитвословия; или пусть с епископского дозволения назначены будут такие места, где бы неочистившияся женщины стояли без предосуждения. А я видел, что такая женщина, стоя в предхрамье, принимала даже от архиерея молитву обручения, и – подивился тому. Впрочем, в старину женщины, по – видимому, входили в олтарь и причащались со святой трапезы, почему правило и упоминает об алтаре. Прочти еще 44-е правило Лаодикийского собора и 69-е 6-го собора; также – 17-ю новеллу императора господина Льва философа, в которой, между прочим, говорится следующее: «относительно родивших жен и всех тех, которые находятся в состоянии единственного очищения, определяем, чтобы те из них, которые подвержены другому какому либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенныя – в просвещении, а просвещенныя в причащении пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая нибудь болезнь, угрожающая пресечением жизни, тогда, во всяком случае, оне должны причащаться Тайн». И спустя несколько опять таже новелла предписывает относительно новорожденных, чтобы они, если не угрожает болезнь, были крестимы в осьмой день; а когда предстоит смерть, то чтобы были крестимы и до осьми дней. А поелику я слышал, как некто говорил, будто отлученные миряне не должны ни слушать божественного псалмопения, стоя вне предхрамья, ни даже петь, то отвечаю ему от себя: человек, написанное в этом правиле заграждает тебе уста, если ты говоришь подобное; ибо как женам, которым не дозволяется присутствовать в церковном собрании, не возбраняется молиться; так и отлученным не должно быть запрещаемо молиться по себе и, стоя вне церковного притвора, слушать божественные псалмопения; ибо это служит к большему сокрушению их.

    Синопсис. Женщины, находящиеся в очищении, пусть удаляются и божественных храмов, и священных Таинств.


    Славянская кормчая. Жены суще в течении крове, в божественную церковь да не внидут, и святых Тайн да не причастятся.

    http://agioskanon.ru/otci/001.htm

    Традиционно в (древлеправославии) такие дни женщина не подходит к целованию икон и креста, и к Причастию не подходит.
     
  6.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Нашла иное мнение по этому вопросу священника Константина Пархоменко:
    Всю статью можно прочитать здесь: http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/genskaya_nechistota-all.shtml
     
  7.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Продолжение:
     
  8.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    "Причащать ли женщину после месячного очищения? Отв. Не причащать, если прежде того она не омылась.
    Можно ли причащать родильницу в отчаянном положении? Отв. Если только она будет омыта и унесена из того места где родила.
    Можно ли мужу принимать евхаристию о празднике Пасхи? Отв. ... Также тот, кто в день Пасхи прикасался зубами к яйцу, или у кого текла из дёсен кровь, должен воздержаться от причащения в этот день".
    Записки о Московии (Rerum Moscoviticarum Commentarii), перевод с издания 1556 г. Вопросы некоего Кирилла к Новгородскому епископу Нифонту.
     
  9.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ольга, добавьте пожалуйста источник этой информации, чтобы можно было всем оценить её достоверность.:bw:
     
  10.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Источник вот: http://www.booksgid.com/other/20997-zapiski-o-moskovii.html стр. 57, 58.
     
  11.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Вся статья http://www.pravmir.ru/o-ritualnoj-nechistote-chto-eto-i-zachem/
     
    Последнее редактирование модератором: 20 окт 2010
  12.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    http://www.pravmir.ru/k-voprosu-o-ritualnoj-nechistote-otvet-sestre-vasse-larinoj/
     
    Тамара нравится это.
  13.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо протоиерей Всеволод за ссылку. Эта публикация развеевает много мифов и легенд в этом непростом вопросе.

     
  14.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мое мнение - этот источник сомнительный, в иерархию христианских ценностей не укладывается. Если это не так - поправьте меня.:bv:
     
  15.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Сами "Записки" не могут являться авторитетным источником для православных. Но в них приведены некоторые документы, которые можно найти в авторитетных книгах. Например: "Вопросы некоего Кирилла к Новгородскому епископу Нифонту".
    Данные вопросы известны как "Вопрошание Кириково", помещены в Новгородской кормчей XIII века (Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви Том 1, Глава: Церковные законы http://www.klikovo.ru/db/msg/596 предпоследний абзац), также в так называемой сводной Кормчей, появившейся в первой же половине XVI века (Митрополит Макарий. История русской церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589) Церковное право http://society.polbu.ru/makariy_churchhistiii/ch15_all.html глава I, 7 абзац, ж) ).

    Новгородский епископ Нифонт Печерский (ум. в 1156 году) канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 года в лике святителей. Святитель Нифонт был знатоком канонических или церковных правил и ревностным, самоотверженным их блюстителем. Мощи епископа Нифонта находятся в Киево-Печерской Лавре, в Ближних пещерах.

    1. В Московской патриаршей библиотеке (синод. библиот. № 82) при харатейном списке кормчей книги XIII века находится приписанный и славянский подлинник ответов Нифонта на многие казуистические вопросы, предложенные ему от некоего Кирилла или Кирика, под заглавием «Впрашание Кириково». Источник: http://www.st-yurievo.ru/novgorodskaya_svyatost_12_vek/nifont_pecherskiy
    2. "Вопрошение Кириково" напечатано в "Русской Исторической Библиотеке", изд. Археограф. Коммиссией, т. 6, ст. 21 и след. Павловым и ранее в "Памятниках Российской Словесности XII в.", стр. 173 и след. Калайдовичем. Источник: http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/4/08Nifont.htm

    ...С гигиеной разобрались, мифы ритуальной нечистоты будут разбирать (последний абзац ответной публикации на статью инокини Вассы (Лариной): "Но давайте не будем спешить отвергать тысячелетние традиции Церкви без основательной богословской и аналитической подготовки"). Когда за платки на голове женщин принимутся, ведь у нас столько пережитков?!

    Ой... только сейчас заметила, что тема называется "Задать вопрос священнику", а не "Задать вопрос всем"... Конечно же, священникам виднее, ответ по теме вопроса я не знаю...
     
    Последнее редактирование: 21 окт 2010
  16.  
    Людмила
    Оффлайн

    Людмила Художник форума

    Сообщения:
    1.003
    Симпатии:
    1.714
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Простите меня, но думаю, что уважаемый иерей Олег полностью ответил на эти душеспасительные вопросы. Я с ним позволю себе согласиться. Спаси Господи.
     
  17.  
    Фрося
    Оффлайн

    Фрося Мисс Благоразумие

    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Прошу прощения за такой деликатный вопрос, надеюсь он не вызовет нареканий форумчан. Я недавно интересуюсь религией, много не знаю, не понимаю. Так вот: можно ли посещать церковь во время месячных? Кто-то говрит можно, кто нельзя. А если случилось что-то чрезвычайное-кто-нибудь умер и нужно в церковь на отпевание?! Как быть с большими праздниками(Пасха, Рождество), ведь они бывают раз в год. И иногда случается так, что эти дни из года в год выпадают на праздники. Как быть с такими событиями, как венчание, крещение,паломническая поездка? Их трудно планировать в завимости от критических дней, тем более если ты только приглашенный(свидетель, крестный), да и как ни планируй, начатся они могут неожиданно и тогда нужно все отменять?! А иногда по состоянию здоровья месячные у женщины могут не прекращаться очень и очень долго. Поэтому прошу подробнее объяснить что можно, что нельзя и почему. Можно в эти дни ходить в церковь, пользоваться святым маслом, пить святую воду,прикасаться к иконам, просфирам, зажигать свечи, лампаду(как в храме так и дома), читать Библию, Евангелие, молитвослов, можно вообще просто молиться дома перед иконами, можно участвовать в Таинствах-причащение, исповедь, и т.д.
    И еще: когда просто молишься дома перед иконами, нужно покрывать голову? Это просто отдельный вопрос, не зависимости от критических дней. Заранее спасибо.

    еще в голову пришло:а беременным в церковь можно?
     
    Последнее редактирование модератором: 16 апр 2011
  18.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.570
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Прочитайте сначала все страницы этой темы, - там есть ответы на Ваши вопросы.
     
    Тамара нравится это.
  19.  
    Фрося
    Оффлайн

    Фрося Мисс Благоразумие

    Сообщения:
    342
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    спасибо.но на второй вопрос я ответа здесь не нашла.
     
  20.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Нужно.
     
Загрузка...