Когда парня призывают служить в армию, он там учится военному искусству с целью применить полученные навыки в случае войны. Это не расценивается Церковью как грех (или вернее сказать, это меньший грех, чем уклонившись от участия в военных действиях, спрятаться за чужими спинами). А если я занимаюсь какими-нибудь единоборствами (не говорю восточными, а, например, боксом или кигбоксингом) с целью применить полученные навыки для защиты своих родных (не говорю себя), это является грехом или нет?
Компетентного ответа у христианства нет. Оно не расчитано на борьбу за огороды. "Хотящему с тобой судиться за верхнюю одежду отдай и нижнюю". Работы И.Ильина и других милитаристов, конечно, полезны для легализации военных действий, но с христианством соприкасаются мало. Мы смотрим на драчки как на неизбежное зло (у меня 2 пономаря - боксёры) типа: лучше, чтобы ты ударил ближнего, чем он изнасиловал твою дочь или тебя.
Цитата из Добротолюбия (авва Антоний Великий): Пришли однажды какие-то братия к св. Антонию, и говорят ему: дай нам наставление как спастись. Старец отвечал им: вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас. Но они сказали: мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать. Тогда старец сказал им: в Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал: если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну. И этого не можем, отвечали те. Если и этого не можете, сказал старец, по крайней мере не платите ударом за удар. Братия сказали: и сего не можем. Тогда св. Антоний сказал ученику своему: приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другаго не хочете, то что я вам сделаю? Нужно молиться (им самим, или другим об них), чтоб пробудился в них дух ревности, — нравственная энергия
Есть еще одна сторона занятий единоборствами (ну или просто хорошей физической формы). Если человек при этом еще и развивает свой духовный самоконтроль, то он может свои умения применить очень даже во благо. В литературе и в сети полно примеров того, как даже священники останавливая хулигана силой, тем самым давали ему возможность придти в себя - хулиганы потом еще очень даже благодарили, что помогли им не наделать глупостей. Но это возможно только в том случае, если не пускать гнев в сердце и до последней секунды контролировать степень применения силы. Если есть хоть малейшие задатки горячности или гневливости - лучше не подпитывать их боевыми искусствами, а то можно таких дров наломать, что ого-го... В общем суть в том, что вначале нужно привести в порядок внутреннее, а затем тренировать внешнее. Кстати, насчет второй щеки - это ведь именно о негневливости.
Кроме подставить другую щёку в Писании есть и другие слова: "22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? 23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня"-Евангелие от Иоанна, гл. 18 Отсюда следует, что Хритстиане имеют право защищать себя, теория Льва Толстого: :"Непротивления злу насилием."-неверна. И ещё. В Библии есть два эпизода, в которых Бог благославляет два народа быть воинами. Это потомки Исмаила-арабы и потомки Исава-исавряне или едом. Причём Исав сам настойчиво выпросил благословение быть воином: "руки его на всех, и руки всех на него". "и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему" Получается что у этих народов "жажда боя" в крови. У нас в классе были тир девчонки, которые ходили на танцы в клуб, подраться. "и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих."-книга Бытие, гл. 16 "Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей."-книга Бытие, гл.27
Огромное СПАСИБО за ответы. Я не просто любопытства ради спрашивал. В нашем доме, только в моем подъезде, в двух местах продают наркоту. Милиция их крышует. А у меня дочь 15 лет и сын чуть постарше, жена, мать. В подъезде и под подъездом всякие нарики торчат постоянно. Подъезд постоянно загажен. Вот подобные мысли и лезут в голову.
Думаю в этом вопросе можно было бы ещё порассуждать на мужскую тему, как я понимаю, женщины этим вопросом не болеют. Т.е. "Что делать если в тёмном и безлюдном переулке к вам подходят с вопросом; "Закурить не найдётся?!" На эту тему есть рассуждения в старинной книге XX века "Искусство быть собой." психолога В. Леви, 1973 г. В книги описана дисскусия на занятиях с психологом, люди приводят различные доводы. Но создаётся впечатление, что проблемму разрешить им не удаётся. Результат не устраивает их самих. Люди ошибаются, если думают, что священника не трогают... Трогают. У меня последний случай наезда был этим летом.
Занимайтесь на здоровье, тренируйтесь, учитесь. Только сами не нападайте. Человек, который отказывается от самозащиты либо трус, который в душе полон коварной ненависти, либо бесстрастный человек, живущий в Царстве Небесном прямо сейчас. Есть промежуточные состояния. Есть еще бессилие от обстоятельств. Но в реальной жизни умение драться помогает мало. Даже наоборот - самоуверенность опасна. Боевые искусства хорошо упражняют волю, способность к действию. Я лично избрал другой путь в жизни.