Спасутся ли инаковерцы и язычники?

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Иерей Игорь Бурдейный, 12 авг 2013.

  1.  
    Георгия
    Оффлайн

    Георгия Мамочка форума

    Сообщения:
    1.162
    Симпатии:
    3.054
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Вот только сегодня утром прочитала. По-моему, как раз по теме нашего разговора. Это из книги еп. Вапнавы Беляева "Основы искусства святости".

     
  2.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у которых объективно не было возможности узнать Православие?
       Прежде всего стоит заметить, что сама постановка вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. В лучшем случае Он появляется после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живем сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии — и Церковь там появится, а не доберутся — например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов, или просто лени миссионеров, – и Церковь там не появится. То есть, все определяют наши действия да случай, и если мы по своему несовершенству и немощи не сможем донести благовестие до какой-то земли, то Богу остается лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти.
       Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» (Иов.34:13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см. Лк.12:24,27), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц»? (Лк.12:24)
       Мы знаем, что «Господь благ» (Пс.134:3), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог Всемогущий» (Быт.17:1; 35:11). Он знает все (Иер.15:15;Эсф.4:17), для Него открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар.28:9), «Он знает тайны сердца» (Пс.43:22). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» (Деян.1:24; 15:8).
       Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привел к Себе, в созданную Им Православную Церковь человека, который искренне ищет Его, и чье сердце открыто для истины и любви к Богу.
       А если мы все-таки станем спорить и решимся утверждать, что Бог оставляет без внимания воздетые к Нему руки истиннолюбцев, что Он бросает погибать в море греха и лжи души тех, кто стал бы искренне православным, если бы до него дошел православный миссионер и рассказал бы о Христе, – тогда перед нами встает вопрос: почему Бог так поступает? Почему Он не послал миссионера к этому человеку? И отвечая на этот вопрос, мы упираемся в трилемму:
       Или Бог знает, что в неком неправославном народе есть человек, чье сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может — и тогда Он не всемогущ.
       Или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, – и тогда Он не всеведущ.
       Или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать — и тогда Он не всеблагой.
       Любое из этих решений приводит к тому самому богохульству, о котором говорит святитель Игнатий.
       Но есть и четвёртое решение. Единственное, при котором нет богохульства. Оно появляется тогда, когда мы отбрасываем непонятно на чём основанную фантазию о том, что будто бы в этом иноверном народе живут люди, любящие истину и готовые принять Бога в своё сердце, но Бог почему-то либо не знает, либо не может, либо не хочет их спасать, и приходим к вопросу: а что если причина в другом? Что если Бог-то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим.3:11-12)? И потому Бог и не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.
    Вне Церкви нет спасения, Часть 1 читать, скачать - священник Георгий Максимов
     
    о. Николай. и Moshchnost нравится это.
  3.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Но православных христиан в мире меньшинство, и если возможность спастись имеют лишь они, то спасающихся очень мало, а погибающих очень много
       Как ни странно, такой «аргумент» нередко можно услышать, хотя и вопрос этот и ответ на него уже есть в Евангелии. «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24)
       С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Поэтому Он сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Если были бы правы приверженцы указанного лжеучения, то надо было бы, напротив, сказать, что широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими, но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их. Если бы они были правы, то Господь не сказал бы: «много званых, но мало избранных» (Лк.14:24), и не называл бы Церковь «малым стадом» (Лк.12:32).
       Святой Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Нет народа, для которого не воссиял свет Христов. Вспомним, что сравнил Господь наш Иисус ХристосЦарство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное. И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.
       Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом? Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли». Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни. А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны. То душевное настроение, которого требует Господь наш Иисус Христос в Своих великих заповедях блаженства, не только вполне чуждо им, но и мешает им в достижении их собственных целей земного благополучия» [Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Беседа от 22 июля 1957 г. / Проповеди. Т.2. Симферополь, 2003. С. 83].
       Как-то раз автору этих строк довелось побывать в Индии, и одна из живущих там русских православных женщин в разговоре призналась, что не может понять, почему почти вся Индия с её миллиардом населения осталась равнодушна к проповеди Евангелия, которая звучит здесь ещё с апостольских времен. На следующий день мы беседовали с её мужем-индусом, и когда речь зашла о том, что истина должна быть для человека превыше всего, мой собеседник сказал, что для него мать — как бог, и что если любого индуса спросить о самом главном в жизни, тот назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей. Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила справедливость этих слов. Тогда я сказал, что в них – ответ на её вчерашнее недоумение. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
       Идея о том, что будто бы вокруг нас множество добрейших и боголюбивейших людей, которые лишь в силу какого-то нелепого стечения «объективных обстоятельств» не стали христианами — это оторванная от жизни фантазия, удобная для кабинетных ученых и людей, вращающихся по большей части в кругу единоверцев. А истинность слов Господа о том, что большинство избирает путь погибели, доказывается самой жизнью, и любой читатель может убедиться в этом экспериментальным путем. Если выйти на улицу и обратиться к прохожим, предлагая им разговор об истине, о Христе, то нетрудно увидеть, какой процент людей откликается, а какой — вежливо или невежливо, но вполне сознательно декларирует свое неприятие христианской веры. Православные миссионеры, на практике занимающиеся уличной миссией, менее всего подвержены указанному выше заблуждению, поскольку сам опыт доказывает им, что не то что спасающихся — а даже просто заинтересованных в собственном спасении людей очень мало. Не случайно святитель Григорий Палама, говоря о спасении немногочисленных праведных христиан среди множества неверующих и грешных, приводит образ золотодобытчика, промывающего комья земли в поисках крупинок золота. В некоторые периоды в тех или иных народах вообще нет ни одной крупинки золота — и тогда Господь не послылает туда золотодобытчиков.
    Вне Церкви нет спасения, Часть 3 читать, скачать - священник Георгий Максимов
    добавлено: 13 янв 2016
    Говорить о том, что иноверцы, еретики и раскольники погибнут, является непростительной дерзостью, поскольку это решить может только Бог
       Повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину о том, что спасение только во Христе, и в Его Теле — Православной Церкви, православные христиане вовсе тем самым не «опережают Суд Божий», а рассказывают об этом Суде то, что уже о нём открыл Бог: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца… Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин.2:23; 5:10, 12).
       Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нём никакой лжи. Вера Церкви в последний Суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться — и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.
    Вне Церкви нет спасения, Часть 4 читать, скачать - священник Георгий Максимов
     
    о. Николай. и Moshchnost нравится это.
  4.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Если нехристиане не могут спастись, поскольку не верят во Христа и не приняли крещения, то разве не спасутся католики, протестанты и так называемые «нехалкидониты»? Ведь все они крещены и верят во Христа как в Бога
       Священное Писание прямо говорит, что предающиеся «ереси… Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:20-21). «Ересь» — это не ругательство, это слово, обозначающее повреждение догматов веры. Ересь — это ложь о Боге или о совершаемом Им деле спасения, и поскольку Бог есть истина (см. Ин.14:6, 3:33), а спасение есть соединение с Богом, то невозможно спастись еретику, как невозможно лжи соединиться с истиной.
       Еще ученик апостола Иоанна священномученик Игнатий Богоносец пишет: «Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие домы Царствия Божия не наследят. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, – если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» [Св. Игнатий Богоносец. Послание к эфесянам, 16 // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 108].
       Преподобный Антоний Великий говорит: «Кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной» [Цит. по: свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М., 1993. Сс. 1—2]. А, по словам святого аввы Агафона: «ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший» [Цит. по: Указ. соч. С. 43].
       То же мы видим и у святителя Иоанна Златоуста: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом» [Свт. Иоанн Златоуст. 1-е слово на Пасху // Творения. Т. 8. СПб., 1902].
    Вне Церкви нет спасения, Часть 5 читать, скачать - священник Георгий Максимов
    добавлено: 13 янв 2016
    На сем, разрешите откланяться.
     
    о. Николай. и Moshchnost нравится это.
  5.  
    Moshchnost
    Оффлайн

    Moshchnost Активный пользователь

    Сообщения:
    147
    Симпатии:
    145
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну что, отличные слова, всё здорово, даже нравится, вот только я что-то уже забыл к чему это? А-а, у вас там вроде мысль была, что мы с вами до богословия не доросли... Настоящее богословие это просвещение Духом... А причём здесь это? Ну вот я, скажем, прочитал, что Церковь всегда учила о невозможности спасения вне её. Это говорили люди просвещённые Духом Святым. Так судя потому, что это получается настоящее богословие, мы должны признать это истиной, что я и делаю!
    А вообще просвещение Духом просвещению Духом рознь, также, как и страсти страстям, которые есть в человеке, и чем больше очищение от страстей, тем больше просвещается ум, ибо кого можно считать очищенным от страстей? Вот страсти были и у Иоанна Кронштадского (что видно из его дневника), и у Алексея Московского, даже у самого Варнавы Беляева, да и вообще, как минимум многие толковники и авторитеты Церкви имели страсти, то есть не достигли четвёртой (последней, совершеннейшей) степени очищения (субботнего состояния), когда страсти не могут легко восстать на душу, когда естество само противится страстям.
     
    о. Николай. нравится это.
  6.  
    Георгия
    Оффлайн

    Георгия Мамочка форума

    Сообщения:
    1.162
    Симпатии:
    3.054
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    А вы никогда не задумывались, что слова отцов можете понимать не духовно, а душевно или даже плотски? Потому что духовное понять может только духовное. Я это не к тому, что я, мол, духовная, а вы плотской, а к тому, что надо хоть иногда ставить под сомнение своё понимание, памятуя о том, кто мы. Помолиться хорошенько, а потом отвечать.

    Я когда-то тоже была категоричной в этом вопросе. Но когда я читала Исаака Сирина, моё понимание поколебалось. Я много раз молилась о правильном понимании этого вопроса, и Господь дал мне понять, что я должна здесь довериться Ему. Как, впрочем, и во всём.

    Судить о том, у кого из отцов были страсти, у кого нет - не моё дело. Моё дело, что они есть у меня, а значит я могу погрешать в своих толкованиях и пониманиях.
     
    Геннадий Сокол нравится это.
  7.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.613
    Симпатии:
    1.889
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Совершенно верно, Георгия, . Господь не требует от нас самоотверженно следовать букве изложенного на бумаге. Он любит всякого человека и также желает, чтобы все у нас в жизни осуществлялось по любви и доброй воли нашей, сообразованной с Его святой волей. Иначе нам не спастись. Я уже не говорю о инаковерцах и язычниках, которые только и смотрят на нас.
     
    Георгия нравится это.
  8.  
    Moshchnost
    Оффлайн

    Moshchnost Активный пользователь

    Сообщения:
    147
    Симпатии:
    145
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Георгия, ну, конечно, то что иноверные погибнут это я мог понять душевно, а на самом деле они хотели другое сказать! Ну если мы не можем понять у святых отцов простейшие выражения вроде "дважды два", то какой смысл вообще тогда их читать? А когда очистимся от страстей, тогда и читать будет ни к чему, наверно, сами всё будем знать! Ну, как мысль о том, что вне Церкви нет спасения, можно понимать ещё?? Да, никто не спорит, что до некоторых советов святых мы не доросли, и что-то можем понимать неправильно, но не стоит сюда же приплетать и вопрос спасения вне Церкви.
    Георгия, второй том Исаака Сирина фальшивка.
    добавлено: 14 янв 2016
    Не очень понятно, что вы хотели сказать словами "Господь не требует от нас самоотверженно следовать букве изложенного на бумаге", ведь мы должны соблюдать заповеди, изложенные на бумаге. Что вы имели ввиду?
    На самом деле можно спастись и не делая, что-либо исключительно по любви. Бог прежде всего хочет, чтобы мы делали, а ради страха наказания, или ради награды, или ради любви - вопрос второстепенный.
     
    о. Николай. нравится это.
  9.  
    Георгия
    Оффлайн

    Георгия Мамочка форума

    Сообщения:
    1.162
    Симпатии:
    3.054
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Господь с вами. Понимайте, как хотите. Только ради Бога не озлобляйтесь. А то я "слышу" раздражение в ваших сообщениях. =)

    Как мысль о том, что вне Церкви нет спасения, можно понимать ещё? Существует Церковь земная и Церковь Небесная. Вот отсюда и разница в понимании.

    Второй том Исаака Сирина я не читала. Собираюсь почитать. Фальшивка он или нет - не доказано.

    Я ни в чём вас не пытаюсь убедить. Просто есть другое, отличное от вашего, мнение. С этим вам придётся считаться, хотите вы этого или нет. И это тоже мнение отцов.
    Если вы хотите что-то доказать лично мне, то боюсь, у вас не хватит достаточно аргументов - один раз в моём сознании по этому вопросу ломка уже произошла, и теперь я не знаю, что должно случиться, чтобы я снова поменяла своё представление. Если Господу будет угодно, Он сделает это.
    добавлено: 14 янв 2016
    Ох, как же вы ошибаетесь! К сыновству, именно к сыновству призывает нас Господь. Не рабы Ему нужны, а сыны.
    Но, видимо, до осознания этого надо вырасти. Вы простите, что я так говорю. =) Не хочу обидеть.
    Почитайте книгу Иова она именно об этом. Никогда не задумывались, почему Господь разгневался на друзей Иова, ведь на первый взгляд, они всё верно говорили?
     
  10.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.613
    Симпатии:
    1.889
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сём слове: люби ближнего твоего, как самого себя." (Рим.13:8,9)
     
    Тамара нравится это.
  11.  
    тимофей
    Оффлайн

    тимофей Безмятежное счастье Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.349
    Симпатии:
    2.769
    Лучшие ответы:
    15
    Вероисповедание:
    Православный
    Я думаю,приведённые ниже слова ещё рельефней подчеркнут затронутую тему нашего общения:
    "7.Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего и ты увидел пользу молитвы, и чтения, опытно уразумеваемого.
    11.Не возносись познаниями из Писания (заимствованными), чтоб не впасть умом в дух хулы."
    (Марк Подвижник)

    Хорошо Достоевский сказал устами Мышкина,когда он говорит о несоответствии слов,которые унижают возвышенные мысли и чувства...

    У меня бывает осознание,что когда говорится о язычниках,то не настолько имеется ввиду здание внешнего учения, мироосознания и религий каких-то культур ,которое есть ничто перед глазами Господа,как состояние моей(и каждого) души,которое невольно принимает естественное веденье мира и ставит свой престол в моей душе,природное(мирское,языческое)основание на которое я опираюсь.Т.е. я хочу сказать,что внешнее учение всегда проигрывает внутреннему устроению.Я не знаю,смог ли я отчётливо высказать свои мысли,но я когда вдумываюсь в истоки моих поступков,внешне благочестивых,то я за ними(за этой ширмой)вижу вполне языческие мотивы.И слова о гибели язычников относятся ко мне,а не о каком-то буддисте,состояние души которого,вполне может быть богоугодным...я об этом,конечно тоже не могу судить или ,тем более,настаивать,поэтому и придаю словам из Писания "наблюдай за собой" или "мни себе" большое значение.

    Язычники-то не являются нам врагами,и язычество для человека не есть чуждое для нашей природы,а является очень даже естественным мироощущением,почему оно и очень слабо распознаваемо в наших душах и если и замечено,то с трудом искореняемое т.к. является природой ветхого Адама.Именно по этой причине и уделяется ему огромное внимание во всех писаниях.По этой причине и Моисей(самый кроткий человек на земле) мочил без жалости женщин языческих,которые оказывались вхожи в лагерь избранных,чтобы они этой естественной природой не отвлекли души избранников от трудно достигаемого надприродного понимания и усовершенствования душ в вышней природе.
    Не побоюсь сказать,что каждый из нас есть язычник,потому,что мы не совлеклись ветхого Адама.И это очень не милосердно по отношении к себе говорить ,что язычники не спасутся.На Страшном Суде нам откроется какие мы закоренелые язычники,более того - по гордости считавшие себя христианами.Теперь я понимаю почему Сисой Великий плакал и просил дать время на покаяние,--потому что он видел себя первым из них,первым из грешников и по природе естественной-- язычником,но нищета духовная привлекла милость Божию к нему.Этим он и является великим - за своё смирение перед виденьем себя кто он есть на самом деле.
     
    Последнее редактирование: 14 янв 2016
  12.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.113
    Симпатии:
    2.389
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот еще есть:

    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... (1 Кор. 13:8)
     
    Тамара нравится это.
  13.  
    Moshchnost
    Оффлайн

    Moshchnost Активный пользователь

    Сообщения:
    147
    Симпатии:
    145
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Причём тут Церковь Небесная и земная? Второй том доказано, что фальшивка, ибо он противоречит в корне первому тому. В любом случае, кроме второго тома Исаак Сирин нигде не говорил о возможности спасения вне Церкви.
    По поводу "Ох, как же вы ошибаетесь! К сыновству, именно к сыновству призывает нас Господь. Не рабы Ему нужны, а сыны":
    По учению того же Исаака Сирина, такие христиане исчисляются единицами.
    Святитель Серафим Соболев в книге "Искажение православной истины в русской богословской мысли", в 1943 году пишет:

    "Требовать от недостигших совершенства доброделания из-за любви к самому добру, это значит, побуждать их строить дом без фундамента или начать постройку дома с крыши. Такая же постановка дела окажется и в том случае, если бы мы пожелали заниматься высшей математикой, не зная самых элементарных правил сложения и вычитания! В монашеской жизни нередко бывают такие новоначальные иноки, которые, не навыкнув в исполнении основных правил деятельного послушания, стремятся приобрести совершенную молитву, предаются пустынной и созерцательной жизни. Такие иноки впадают в состояние духовной прелести; их великие подвиги нередко оканчиваются великими нравственными падениями и вечной гибелью.

    Тем более нельзя требовать высшего вида доброделания от православных христиан, живущих в миру. Их нравственная деятельность черпает себе силу только в сознании, что зло в мире карается правосудной десницей Божией и что за терпение всевозможных бед и скорбей истинные христиане получат от Бога великую награду - блаженство небеснаго Царства Христова. лишить их этого сознания, это значит, отнять от них всякую основу для нравственной христианской деятельности...

    Если мы будем отвергать нравственную деятельность из-за наград и наказаний, а совершенного доброделания - ради самого добра, мы, по своему несовершенному духовному состоянию, иметь не можем, то останемся без всякой нравственной деятельности и, следовательно, спасение для нас совсем будет недостижимо...

    Отрицание доброделания из-за наград и наказаний уничтожает возможноть для человека иметь истинную христианскую нравственность и чрез то лишает его самого спасения" (Часть третья. По поводу книги Архимандрита Сергия "Православное учение о спасении. 2. Отрицательное отношение А. Сергия к доброделанию из-за наград и наказаний. Признание им единственного вида христианского доброделания: из-за любви к добру и к Богу. Несостоятельность такого взгляда с точки зрения святоотеческого учения и самой жизни. Ниспровержение всего Божественного домостроительства, как плод этого отрицания").
    1. "Три побуждения заставляют людей подавлять страсти, именно: страх геенского мучения в будущем,... надежда и желание получить Царство небесное; наконец, любовь к добродетели или добролюбие... Посему Апостол всё дело спасения заключил в стяжании этих трёх добродетелей, говоря: ныне же пребывают вера, надежда, любовь, три сия (1 Кор.13.13). Вера, внушая страх будущаго суда и мучений, отклоняет нас от скверны страстей; надежда, отторгая ум наш от настоящего ожиданием небесных воздаяний, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнём своим воспламеняя в нас любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенной ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели все ведут нас к одному концу, то есть побуждают воздерживаться от всего недозволенного, но степенями своего достоинства они много разнятся между собой. Две первые свойственны тем людям, которые, стремясь к преспеянию, не восприняли ещё сердечного их возлюбления; третья же исключительно принадлежит Богу и тем людям, которые возстановили в себе образ и подобие Божие. Ибо один Бог творит всё благое не из побуждений страха или воздаяния, но по единому благолюбию" (Добротолюбие. Том 2. Святого Иоанна Кассиана - обозрение духовной брани. 11. О степенях совершенства духовной жизни, по побуждениям к ней).

    2. "Для сего-то мы должны стараться с пламенной ревностью восходить от страха к надежде, от надежды на степень любви к Богу, или к совершенству добродетелей, чтобы, снискав расположение к добру, могли пребывать в оном неуклонно, сколько это возможно для человеческой природы" (Писание преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина. Собеседование 11, глава 8).

    3. "Вера во Христа... рождает желание вечных благ и страх мучений; желание же сих благ и страх мук приводят к строгому исполнению заповедей" (Добротолюбие? Симеон Новый Богослов т.5 стр. 9).

    Свидетельством в пользу доброделания из-за наград могут служить и заповеди блаженства (Мф.5.3-12).
    добавлено: 14 янв 2016
    Хотел бы я ещё ответить вообще в целом всем кто в данный момент пишет комментарии по этой теме. Не хочу отвечать на все комментарии, не хочу тратить время. Скажу, что много слышу о смирении, нежелании ни о чём судить самому, но в ответ слышу личные самоуверенные суждения, в которых, как я каждый раз убеждаюсь, берётесь утверждать такие вещи которые не знаете, и совсем не понимаете. Может быть больше не буду вовсе ничего писать, а может быть буду уж выборочно тогда отвечать. Ну что я могу ещё сказать, читайте больше, изучайте, или вообще просто не беритесь спорить, а слушайте больше тех, кто знает, например, Игоря Войтеховича, или Сергея Д., у него всё-таки образование есть, потому что вы на самом деле (в целом) вообще, не знаете православия.
     
    о. Николай. нравится это.
  14.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.613
    Симпатии:
    1.889
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Любовь Божья никогда не перестает, ибо "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем." (1Ин.4:16)
     
    Тамара нравится это.
  15.  
    Георгия
    Оффлайн

    Георгия Мамочка форума

    Сообщения:
    1.162
    Симпатии:
    3.054
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Спасибо вам за огромный труд, который вы проделали. Правда, то, что вы говорите о первом томе Исаака Сирина, неточно. Я читала именно первый том, а именно "Слова подвижнические". Второй том называется "О Божественных тайнах и о духовной жизни". Когда прочту его, наверное смогу определить, противоречит ли он первому тому или нет. Пока должна верить вам на слово, либо не верить.
    Я уже всё сказала по этому вопросу, что могла. Мне добавить нечего.
     
  16.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Просите за настойчивость, но Вы сами говорили, что не доверяете "не святым" богословам... А тут приводите цитаты из трудов, еще пока, не канонизированного святителя Серафима Соболева...
    Или у Вас так, кого хотим того с слушаем, а кого не хотим, тот уже нам не авторитет?
     
    Последнее редактирование: 14 янв 2016
  17.  
    Moshchnost
    Оффлайн

    Moshchnost Активный пользователь

    Сообщения:
    147
    Симпатии:
    145
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Простите, ошибся я думал он канонизирован, но он канонизирован только в РПЦЗ, и раскольнической Болгарской Церкви. Ранее информацию находил, что он Болгарский святой. Однако, всё-таки нашёл информацию, что:
    24 декабря 2015 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «Вынести вопрос о канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви»
    Также нашёл информацию о его прозорливости и исцелениях на его мощах.
    Вот ещё нашёл:
    По словам митрополита Илариона, засвидетельствовано множество чудес от его святых мощей, чудес совершенных по молитвам ему. «Вопрос о канонизации архиепископа Серафима стоит уже много лет, поэтому мы приняли беспрецедентное для нашей церкви решение изучить вопрос о его возможной канонизации совместно с Болгарской Православной Церковью. Мы изучили все имеющиеся материалы, обсудили все спорные вопросы и приняли единогласное решение о том, что для его канонизации препятствий нет», — сказал он.

    «Это наше единодушное, единогласное решение, которое мы сообщим Синодам наших Поместных Церквей, для того, чтобы они могли принять соответствующее решение», — отметил митрополит Иларион. Он уточнил, что заседание Синода РПЦ ожидается 24 декабря, а Архиерейский Собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, запланирован на 2−3 февраля.
     
    Последнее редактирование: 14 янв 2016
  18.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Простите, инф не нашел... Есть только инф о том, что 24 декабря 2015 года было решено вынести предложение на рассмотрение Архиерейского Собора о канонизации...


    И еще, убедительная просьба, уже как модератора, не учительствовать, не ставить себя выше других, как более знающего и не указывать, кто что должен делать...
    Соблюдайте этикет и нормальную форму общения, исключительно ПО ТЕМЕ, иначе не ровен час, придут искушения, подобные ранее случившимся с другими участниками форума...
     
  19.  
    Moshchnost
    Оффлайн

    Moshchnost Активный пользователь

    Сообщения:
    147
    Симпатии:
    145
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Дайте ссылку, пожалуйста, где Исаак Сирин говорил о спасении вне Церкви.
     
  20.  
    тимофей
    Оффлайн

    тимофей Безмятежное счастье Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.349
    Симпатии:
    2.769
    Лучшие ответы:
    15
    Вероисповедание:
    Православный
    Может быть это имелось в виду?(кажется 93 слово.точно не помню)О всеобщем спасении.
     
    Lupus нравится это.
Загрузка...