Импровизированные молитвы

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем Протоиерей Алексий, 8 окт 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    феофан затворник сравнил молитву с тем, как человек овладевает "иностранным" языком. (в данном случае - Ангельским).

    Он говорит, что в этом случае появляются несколько возрастов молитвы: (как с английским) - слова, фразы, устойчивые выражения, которые в глубине ума всегда приходится переводить "на человеческий".

    Второй период - "темы", когда люди пересказывают чужие тексты, плохо понимая их состав, но увлекаясь умом за языком того, кто владеет им в совершенстве.

    Способность говорить - причесано и с азбучной точностью (так нормальные люди не разговаривают).

    Контекстуальное знание языка, когда человек способен чувствовать слово, способен к поэзии и тд и тп. Для него язык - это не костыль, а ветер из полноты его сердца.

    Точно так же происходит и с молитвой.
    Наша импровизированная молитва - это лепет первого класса.
    Каноноические молитвы правила - второй класс.
    добавлено: 8 окт 2014
    Получается так, что мы усилием понуждаем свой дух к помыслам, чувствам и желаниям святых молитвенников.

    Мы стараемся к тому, чтобы молиться так, как и они: в сердце, уме и крепости.

    Проблема не в филологии, а духе, именно здесь грань перевода: из плои в дух.
    добавлено: 8 окт 2014
    Канонические молитвы превращаются в указатель нормального направления нашего молитвенного духа и создают правильное его настроение.
    То есть: канон - атмосфера для горения МОЛИТВЕННОГО ОГНЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА. То есть слово канонической молитвы - побуждение, а двигаться нашему духу нужно самому. Наш дух в молитве опирается и основывается на духе святых, но не связывается им.
    добавлено: 8 окт 2014
    Теперь ближе к теме:
    канонические молитвы можно сравнить с буквой, а импровизированные со словом, которое в нас звучит в нашем уме под влиянием буквы.
    добавлено: 8 окт 2014
    То есть правило: показывает направление, а промежуток между утренним и вечерним правилом заполняется молитвой импровизированной (своими словами). То есть одна с другой не противопоставлены, а соеденены, как вдох и выдох.

    Пренебрежение к правилу, канонической молитве (и чтению Библии и отцов) заканчивается тем, что импровизированная молитва погружается в прах и тьму невежества.

    Импровизированные молитвы должны быть простыми, на естественном языке. Никаких витиеватых выражений. Вместо запутанных и туманных заклинаний, лучше сказать просто: помоги в..., защити от ..., дай ... Без всяких раскладов - кому куда из святых нужно становиться.
    добавлено: 8 окт 2014
    Прах молитвы - круг, вокруг вращается дух.

    Тьма - песок, на котором наш дух основывется.

    Если человек - младенец в христианстве, это не проблема. Плохо, если человек считает свое состояние нормой, которой некуда расти.

    Так что Бог примет любой наш лепет. Но нужно учиться языку ангелов, и переставать быть одною только плотью
     
    Лёна 2014, olga75, Юлька и 6 другим нравится это.
  2.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    3.960
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Алексий, а как же научиться говорить на языке, не зубря первоначально устойчивые фразы и не копируя (подчеркиваю: копируя, а не подделывая) произношение носителя языка? Мы, вот, весь первый курс в иняз-е сидели с зеркалами и только пытались произносить правильно звуки. Практически год! Фонетике было посвящено 70% учебного времени. Нас учили говорить и различать звуки, так сказать настраивали ухо слышать чужой язык.

    Я в первый год учебы разучилась говорить по-английски вообще, хотя раньше очень неплохо говорила (ну меня понимали носители языка, но, конечно, никогда не забывали, что я иностранка). Когда я пришла в ВУЗ, первое, что мне показали, это то, что я совершенно не умею говорить. И я замолчала. На год! Страшно было произносить что-то (кроме того, что тренировали), потому что в каждом моем слове можно было найти ошибку в произношении. Нам сказали так: чтобы импровизировать нужно сначала мастерски научиться копировать...а затем, возможно (далеко не факт!) проявятся способности к импровизированию (у некоторых, самых одаренных и искусных. Остальным же суждено остаться статистами. За 5 лет учебы не проявилось, значит не суждено быть великим переводчиком, будешь просто переводчиком).

    Так ведь и родному языку учатся: сначала повторяют "ма", "па"...и только затем научаются использовать правильно язык и строить свои предложения. Но только импровизировать научается 99% людей.

    Вопрос вот в чем: неужели в духовной науке копировать плохо, если ты себя считаешь учеником, а не мастером?
     
    Последнее редактирование: 8 окт 2014
    Андрей Чивильдеев и Сергей нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Лариса, я не совсем Вас понял. Но Феофан Затворник знал около десятка языков. Так что, думаю, он знал, что говорил.

    И мне его образ кажется понятным.

    И я говорил совершенно о другом. повторюсь

    молитва правила (Библия, отцы, богослужение) - это Буква. Святая, богопросвещенная (Библия - богооткровенная). На ней печать Святого Духа и свет Царства Небесного. Но это буква.
    А вот молитва "своя" - это голос моей мысли, рождаемый Буквой (плюс лепетание духовного младенца о пище, одежде, здоровье и тд).
    Феофан подчеркивает - вся наша жезнь (между правилом и богослужением) время звучания мысли. (и ее воплощения).

    Даже во время самого правила (богослужения) - дело молитвы в "своей" мысли, которая, как нитка за иголкой, влечется за мыслью отцов. (или сравнивают с печатью на воске-сургуче).

    То, о чем пишите Вы, я не совсем понял. Насколько мне показалось, Вы сокрушаетесь, что не все способны стать Макариями Великими?
    Лариса, мне жизненно необходим Ангельский язык. Потому что я хочу говорить на нем в Раю.
    А сейчас, я похож на персонажа "Бриллиантовой руки", который полужестами, полупантомимой и непереводимым набором звуков объясняет, что ему нужно.

    Место правила в этом деле - урок с репетитором.
     
    Лёна 2014 и Тамара нравится это.
  4.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    3.960
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Алексий, как перестать додумывать чужие тексты?

     
    Последнее редактирование: 8 окт 2014
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Не знаю. Узнаю, расскажу.
    Я на всякий случай открываю новую тему, и там, как тьма, господствую безраздельно.
     
    Лариса Т. и Тамара нравится это.
Загрузка...