Так получилось, что у нас пропала освященная паска (кто-то кулич называет). Она долго стояла и в ней появилась плесень и всякое другое нехорошее. Что с ней сделать? Не знаю, можно ли ее выбросить? Подскажите, как с ней поступить. Спасибо!
Модераторы, можно изменить название темы в просто "освященная пасха (кулич)"? Без "пропала"? А то это сужает разговор. добавлено: 22 сен 2014 По Священному Писанию, Пасха - это Христос. Пасхой называется событие и Жертва. Событие - избавление от рабства. Жертва - то, чем достигается избавление. Есть пасха прообразовательная - египетская, когда Христос избавил Свой народ от власти Фараона. (Рабство в Египте - символ ада, греха и смерти; Фараон - диавола). Жертвой был единолетний (достигший одного года) ягненок - агнец. Его кровью обливали косяки дверей комнаты, в которой прятались люди от ангела-губителя (сатаны). Начало новозаветной пасхи было (по слову евангелиста Марка), когда крестился Христос, тогда над ним прозвучала "Вот Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира". Принесение Его в жертву - наша Пасха. И Он - Пасха. поэтому подлинной Пасхой является причастие. добавлено: 22 сен 2014 Что же такое паска (кулич)? и как к нему относиться? Мы уже определились, что Пасха - это Христос и наше избавление от власти смерти, диавола и ада. Средоточием пасхальной радости является праздник Пасхи (причастие - всегда оживление ее). К Пасхе мы готовимся в течении длительного времени, совершая пост. На пасху мы "разговляемся" - завершаем пост. Во времена апостолов было правило - совершение АГАП, то есть совместных трапез. Во время такой трапезы кушать собиралась за один стол вся церковь. Освящение пасок и тд - это рудимент древней агапы. (хотя, совершается своеобразно - сами принесли, сами забрали, хотя правило - оставлять часть в церкви - железное, и с этих остатков кормятся нуждающиеся). Над едой "агапы" читаются молитвы перед едой. Они несколько отличаются от ежедневных, но их содержание именно такое - благословляется ЕДА. Итак: к "пасхальной" трапезе - куличам, яйцам и прочему мы относимся так, как ко всякой благословленной пище. Что это означает? Всякий раз, когда мы садимся кушать, мы благословляем пищу: крестным знамением и молитвой (чаще всего читается молитва "Отче наш", но есть и другие). Пища, которую мы едим - икона Евхаристии. Поэтому ее едим с благоговением. Каждый день. Любой прием пищи - икона. Вот почему в монастырях место для приема пищи называется "трапезной", а трапезная - это центральная часть храма. добавлено: 22 сен 2014 А что Вы делаете с обычной Вашей пищей? Я бы не стал выбрасывать. А что еще кроме плесени? Плесень для здоровья не вредная. Если у Вас нет астмы. Я в бытность свою пономарем съел много ведер заплесневевших просфор. Здоров и счастлив. Поэтому заплесневевшую паску я бы очистил от плесени, размочил бы и съели. С чаем. С пением пасхального тропаря. Если Ваше благоговение превышает обычную меру, но не превышает брезгливости, можете сжечь или бросить в речку. В принципе, в древности остатки агапы всегда оставляли, и ели, во время болезни, и эти частички приносили здоровье. Поэтому они хранились с благоговением. Но не дольше недели. (это были так называемые "укрухи" - по образу крошек из Мф гл14). Пусть для Вас будет это уроком - храните паски не долго. Или тщательно сушите. Хотя последнее относят только к артосу, который в действительности является святыней исключительной.
Спасибо, батюшка. А поподробнее об исключительности артоса можно? Я в прошлом году когда чувствовала, что заболеваю, всегда старалась съесть небольшой кусочек артоса. С молитвой, верой и святой водичкой. Я не помню, чтобы после этого болезнь продолжала развиваться, скорее наоборот я шла на поправку.